На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Нынешние «яжемамы» не позволили бы Макаренко сейчас работать в школе. О принципах и методах воспитания великого педагога

Частенько под статьями о жалобах на плохое поведение детей можно увидеть комментарии в виде упрёка, что я (или другой автор) плохой педагог и не могу справиться с ребятишками, а вот у Великого Макаренко всё бы получилось! Не человек, а глыба! Не то что вы, недоучителя какие-то, тьфу! Макаренко бы показал всем нынешним убогим «училкам» как надо работать и учить наших детей!

Честно говоря, читать такое не обидно (как думают авторы подобных комментариев), а забавно и смешно, потому что вспоминающие Макаренко этого самого Макаренко явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами работы они совершенно не знакомы.

И вдвойне потешно читать такие комментарии от того, что зачастую «вспоминатели Макаренко» всегда и во всём стоят на стороне детей, считая их неприкосновенными и априори правыми в любой ситуации. Они даже не догадываются, что их кумир обладал совершенно другим взглядом на вещи.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Поэтому исправим этот пробел в знаниях у людей и обратимся к принципам Антона Семёновича. Разумеется, с цитатами. Уверен, многое из написанного ниже современным «яжемамам» и «яжепапам» точно не понравится и такому человеку как Макаренко они явно были бы не рады.

  • Строгая дисциплина. Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, в том числе шалости и нарушение закона (онжедеть!), но Макаренко был другого мнения. Сто лет назад тоже существовали «гуманные педагоги» с идеями, что ребёнка ничем нельзя ограничивать. Макаренко же был уверен, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание просто невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строжайшей дисциплины.
«На самом деле в условиях чистой природы (т.е. отсутствия границ) вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян».
  • Наказания. Макаренко был против наказаний физических, хотя перевоспитание колонистов и началось с пощёчины. Из стандартных наказаний применялось отлучение провинившегося от обеда, рабочие «наряды» или запирание в кабинете, принадлежавшем самому Макаренко. Это всё делалось для выстраивания перед детьми строгих границ, которые им пересекать строго запрещено.
«Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать».
  • Коллективизм. Права, свободы и интересы отдельного ребёнка не возводятся в абсолют. «Яжеродители» уверены, что их ребёнок «самый-самый» во всём что можно и нельзя, а Антон Семёнович во главе воспитания ставил коллектив — да, ты хороший мальчик/девочка, но живёшь ты в коллективе других детей, объединённых одной целью. Макаренко считал, что воспитание ребёнка без коллектива невозможно. Никакого эгоизма и «я самый лучший, я сам по себе, мне все должны».
  • Труд. Все мы знаем, как современных родителей злит, когда их детки вытирают доску, моют парты или (упаси боже) работают на пришкольном участке. Ох, а сколько ненависти вызывает это ужасное слово «картошка»! Макаренко был другого мнения: все воспитанники работали в огороде, в поле и в мастерских, а также сами убирали и следили за собой. Работали не просто так, а в коллективе ради общего дела — опять же, никакого эгоизма.
  • Ответственность за себя и свои поступки. Это то, за что Антона Семёновича «яжемамы» с «яжепапами» скушали бы и не подавились: с ребёнком нужно общаться как с взрослым, но и требовать от него нужно тоже как от взрослого. Да, ты личность (пусть и маленькая) и к твоему мнению прислушиваются, но и за свои поступки будь готов нести ответственность в полной мере. Взрослые работают — и ты работай. Взрослые отвечают за свои поступки и их последствия — и ты будь готов. Антон Семёнович был максимально далёк от принципа «онжеребёнок».
«Любить и уважать человека — это значит предъявлять к нему высокие требования».
Макаренко с воспитанниками
Макаренко с воспитанниками

Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Но успех заключался не только в них, но и в статусе самого педагога. Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел полную власть над воспитанниками в режиме 24/7. Только-только закончилась череда войн и в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.

Имеет ли подобную власть над детьми современный учитель и имеет ли он хоть какое-то право применять принципы и методы, изложенные выше? Боюсь, если даже попросить школьника помыть пол в классе, то это грозит грандиозным скандалом. Живи Антон Семёнович сейчас и попробуй он поработать в обычной школе, то после пары дней преподавания шокированные родители со скоростью звука побежали бы писать жалобы в местный отдел образования, обвиняя учителя в «непрофессионализме», «антигуманизме» и «насилии над детьми».

Так что если вознамеритесь упрекнуть учителя опытом Макаренко, то подумайте ещё раз и вспомните, где он работал, какое это было время и какими полномочиями он обладал. А ещё лучше посмотрите хороший фильм «Педагогическая поэма» — первые 30 минут просмотра всё расставят по своим местам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх