У каждой эпохи есть свои страшные тайны, определившие, по мнению современников, судьбу страны. Во второй половине 1770 и в 1780-е свет был уверен, что Екатерина II намеренно убила свою невестку Наталью Алексеевну, первую жену Павла I, не дав ей хорошей акушерки.
Сегодня только знатоки узнают эту ясноглазую даму на портрете, а при жизни она была очень влиятельной и амбициозной персоной. Урожденная Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадская стала в России великой княгиней Натальей Алексеевной. Она была умна, красива, видела себя на престоле и властной рукой управляла мужем. Молодой двор был в некоторой оппозиции ко двору императрицы. Надо сказать, что Екатерина не была в восторге от невестки.
А. Рослин. Портрет великой княгини Натальи Алексеевны. 1776. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
… Опасаясь злых, мы не доверяем целой земле. Не слушаем ни хороших, ни худых советов. До сих пор нет ни добродушия, ни осторожности, ни благоразумия во всем этом, и Бог знает, что из этого будет, так как никого не слушают и все хотят делать по-своему... спустя полтора года и более мы ещё не говорим по-русски, хотим, чтобы нас учили, но не хотим быть прилежными. Долгов у нас вдвое больше, чем состояния, а едва ли кто в Европе столько получает.
Но все бы это простилось, если бы на свет появился наследник. А наследника не было, зато Наталью Алексеевну всюду сопровождал Андрей Кириллович Разумовский. Это не могло не вызвать подозрений. Но в 1775 году была объявлена радостная новость о беременности жены наследника Павла Петровича. 10 апреля 1776 года у Великой княгини начались схватки, роды длились два дня, но ребенок не вышел, а умер. Извлечь его не смогли.
А. Рослин. Портрет Андрея Кирилловича Разумовского. 1776 г. Национальная галерея Виктории, Мельбурн. Его переписку с великой княгиней нашли после смерти Натальи Алексеевны, вышел скандал, Андрея Кирилловича даже выслали из столицы. Правда, его блестящей дипломатической карьере это не помешало.
Муки Натальи Алексеевны продолжались еще пять дней, муж и свекровь были при ней. В страшной агонии 15 апреля 1776 года она скончалась. Сразу пошли разговоры, что Екатерина не дала врачам помочь нелюбимой невестке. В письмах даже появляются подробности о том, что в начале апреля Потемкин посещал акушерку великой княгини по фамилии Зорич и передал ей роковой приказ.
А. Рослин. Портрет великого княза Павла Петровича. 1776. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
На самом деле все было банальнее и от этого страшнее. У Натальи Алексеевны с детства были проблемы с осанкой, желая их исправить, врачи предписали носить очень жесткий корсет. Создалась видимость хорошей осанки, поддерживаемой довольно плотным корсетом, без которого дама могла находиться только в спальне. Но тазовые кости сместились, и рождение ребенка естественным путем было невозможно. Сегодня бы ей сделали кесарево сечение, а в XVIII веке операция была практически невозможна. Ни власть, ни деньги, ни лучшие врачи не могли помочь. Увы.
Мы не знаем, что было бы, если бы Наталья Алексеевна осталась жива, жив младенец. Возможно, история повернулась бы по-другому. Но это вариант для исторического романа. В Петербург заранее был бы вызван из Москвы Иоганн-Фридрих Эразмус акушер и анатом, который 1756 году провел первое успешное кесарево сечение. Но это только фантазии и начало альтернативной истории.
Свежие комментарии