На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Глафира Алымова: 19 й ребенок в семье. Куратор Смольного института раздумывал удочерить ее или взять в жены

Привлекательная, обладающая острым умом и хорошим чувством юмора Глафира была олицетворением аристократки второй половины XVIII века. Ее портрет запечатлел Д.Г. Левицкий. Сейчас картина находится в Русском музее.

Глафира Алымова: 19 й ребенок в семье. Куратор Смольного института раздумывал удочерить ее или взять в жены

19 ребенок в семье и недовольная мать

Матушка Глафиры была совершенно не рада, когда забеременела ей. Еще бы! Это был ее 19-й ребенок. Несчастная женщина ходила раздраженная очередной беременностью, зато многодетный отец семейства полковник Иван Акинфиевич Алымов был очень доволен. Вот только дождаться появления своей новой кровиночки у него не получилось. Девочка появилась на свет после его кончины.

Глафира родилась в 1758 году в селе Голяжье в Брянской губернии. Сразу после рождения родов мать отнесла младенца в монастырь и кто знает, как бы сложилась там судьба малышки, если бы не родственники. Они начали давить на мать, говорить, что нехорошо, что девочка воспитывается у чужих людей при живой матери, и та через год забрала дочь. Правда, любви к девочке у нее так и не появилось.

Когда Глафире исполнилось шесть лет, ее мать прослышала, что императрица Екатерина Великая организует невиданный доселе проект – «Императорское воспитательное общество благородных девиц», известного теперь, как Смольный институт. Мать, воспользовавшись своим дворянским положением, отвезла туда дочь. Таким образом, Глафира стала одной из первых воспитанниц новоявленного заведения.

Любимица Екатерины Великой и куратора Смольного института

Глафира была весьма умненькой и сообразительной в свои шесть лет. Кроме того, она отличалась чудесной детской непосредственностью. Когда в заведение пожаловала императрица, девочка выделилась среди всех маленьких воспитанниц тем, что счастливо воскликнула:

- Государыня императрица! Как же я Вас люблю!

Екатерина Вторая тут же расплылась в улыбке. Она поинтересовалась, как зовут кроху и дала ей прозвище «Алимушка».

Все 11 лет, что Глафира провела в Смольном институте, она пользовалась благосклонностью государыни. Императрица даже писала ей письма. Вот выдержка из одного:

"«Алимушка… ты заслуживаешь великую мою благодарность за приятное приветствие, тобою мне сделанное, и что ты умеешь выманивать монахинь из келий своею игривостью, и ещё по многим другим причинам»

 

Помимо Екатерины Великой Глафиру выделял среди других воспитанниц куратор Смольного института Иван Иванович Бецкой. Он был значительно ее старше. Между ними была разница 54 года. По сути она ему годилась во внучки и по началу мужчина даже не помышлял о любви.

На седьмом году обучения в заведение заявилась мать Глафиры. Постаревшая, измученная болезнью и страданиями, она приехала последний раз взглянуть на дочь и сообщить ей, что оставляет ее без наследства, так как ее братьям деньги важнее.

Когда мать собралась уходить, ее остановил Бецкой и позвал поговорить наедине. Они зашли в местную церковь и там при отблеске свечей на иконах Иван Иванович дал слово, что заменит Глафире отца и мать. Получается, что уже тогда девочка запала ему в душу.

На последнем году обучения в институт приехал художник Левицкий, он должен был запечатлеть некоторых барышень, среди которых была и Глафира. Мало кто знал, что идея портретов пришла в голову Ивану Ивановичу и он подбросил ее императрице.

Бецкой подарил Глафире великолепное шелковое платье, выполненное в стиле «полонез», то есть верхняя юбка немного приподнята, подол нижней отделан игривыми оборками. Счастливая, радующаяся жизни Глафира была навсегда увековечена в живописи.

Девушка закончила институт в 1776 году с самыми лучшими результатами. По умолчанию она стала фрейлиной императрицы.

Иван Бецкой поселил выпускницу в своем шикарном особняке. Еще в институте он ее шутливо спрашивал: «Кем Вы меня хотите видеть — мужем или отцом?», она отвечала, что отцом. Ее проживание в особняке создавало провокационную ситуацию, но из-за своей юности Глафира не понимала этого. Она вела себя с Иваном Ивановичем, как с отцом, а тот чувствовал себя влюбленным и безумно ревновал очаровательное юное создание.

Через сорок лет Глафира напишет:

«Если бы этот несчастный старик сказал, что хочет видеть меня своей женой, то я была бы его навеки!»

 

Но он молчал, а она не замечала очевидного. Вскоре за Глафирой начал ухаживать поэт и дипломат Ржевский. У него не было ни богатства ни влияния, но барышне было с ним хорошо. Бецкой сходил с ума от страсти и осознания, что его любимая девочка ускользает от него... Он пытался даже опорочить ее перед Ржевским, но все его усилия потерпели крах.

Глафира вышла замуж за своего ухажера, а расстроенный Иван Иванович предпринял последний шанс удержать любимую рядом - он предложил ей с мужем проживать у него. Естественно, что долго так продолжаться не могло, Глафира вместе с мужем сбежали в Москву, а Бецкого сразил паралич.

В браке у Глафиры родилось пятеро детишек. После смерти первого мужа, она вышла замуж во второй раз. В то время ей было 50 лет, а ее избраннику 30. Чтобы избежать кривотолков, она попросила аудиенции у Александра I и тот благословил их брак и пожаловал молодожёну дворянство.

Прожила Глафира до 1826 года. Ей было 68 лет, когда ее не стало. Возможно, прожила бы и дольше, но здоровье было подорвано новостью о том, что ее любимый внук Петр Свистунов принял участие в восстании на Сенатской площади и был сослан в Сибирь.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх