Птерозавры доминировали в небесах Земли на протяжении почти 150 миллионов лет, после чего вымерли, не оставив живых потомков, — и это серьезно затрудняет реконструкцию их внешнего вида и образа жизни. К примеру, много вопросов вызывает рацион этих животных: ограничивались ли они только животным кормом или, быть может, употребляли в пищу и растения? Новая находка, описанная палеонтологами из Китая и Бразилии, предоставила неоспоримое доказательство растительноядности некоторых птерозавров: в желудке одного из образцов синоптера (Sinopterus) были обнаружены фитолиты — кремнеземные частицы, формирующиеся в растительных клетках, — сконцентрированные в той части окаменелости, где при жизни находился желудок животного. Помимо этого исследователи также обнаружили гастролиты — мелкие камушки, которые помогают современным птицам перемалывать грубую растительную пищу. Раньше и то, и другое находили только в остатках пищеварительного тракта динозавров, а теперь стало ясно, что как минимум отдельные виды летающих ящеров тоже могли быть вегетарианцами.
Птерозавры были весьма успешной группой позвоночных животных: освоив активный полет, они широко распространились по планете и заняли самые различные позиции в экосистемах. За последние десятилетия мы узнали много нового об анатомии, физиологии и поведении этих удивительных животных: об особенностях их полета (Полет птерозавров в ходе эволюции неуклонно совершенствовался, «Элементы», 02.11.2020), размножения (Родительская забота сделала птерозавров гигантами, «Элементы», 21.08.2023) и эволюции (У нелетающего родича птерозавров были большие когтистые лапы и клюв крючком, «Элементы», 06.09.2023). Однако до сих пор остаются области, в которых наши знания сильно ограничены.
И одна из них — питание птерозавров.На сегодняшний день описано больше двух сотен видов птерозавров, и друг от друга они отличаются не меньше, чем воробей от орла! Логично сделать вывод, что и рацион у разных видов был разный: палеонтологи предложили солидный список возможных диет птерозавров, от рыбоядности и насекомоядности до чуть более экзотических дурофагии (питания бронированными животными, например, моллюсками и крабами) или отфильтровывания пищи из воды (см. картинку дня Птеродаустро и его челюсть-щетка; см. J. Bestwick et al., 2018. Pterosaur dietary hypotheses: a review of ideas and approaches). Увы, находки окаменевшего содержимого желудков или иных доказательств пищевого поведения птерозавров крайне мало (Птерозавры-рамфоринхи охотились на головоногих моллюсков юрского периода, «Элементы», 03.03.2020; J. Bestwick et al., 2020. Dietary diversity and evolution of the earliest flying vertebrates revealed by dental microwear texture analysis), так что обычно исследователям приходится полагаться на морфологические сравнения птерозавров с современными организмами — и нередко ошибаться.
До сих пор содержимое желудка описывали только у птерозавров-рамфоринхоидов (Rhamphorhynchoidea), среди костей которых в основном находили остатки рыб. Описанный в обсуждаемой статье образец IVPP V 23388 принадлежит птерозавру-птеродактилоиду (Pterodactyloidea), а если точнее, то синоптеру (Sinopterus), чьи остатки были обнаружены в отложениях раннемеловой формации Цзюфотан (Jiufotang Formation) на северо-востоке Китая. Это было животное размером с филина: его размах крыльев оценивается в 1,2–1,9 метра, вес — до 2,8 килограмма. Исходя из формы клюва, схожего с клювом попугая, авторы первоописания предполагали, что синоптеры были всеядными животными, однако, изучив IVPP V 23388, ученые выдвинули иное предположение (X. Wang, Z. Zhou, 2003. A new pterosaur (Pterodactyloidea, Tapejaridae) from the Early Cretaceous Jiufotang Formation of western Liaoning, China and its implications for biostratigraphy).
Новый образец (сейчас он находится в пекинском Институте палеонтологии позвоночных и палеоантропологии) сохранился в тонком сланцевом слое: он почти полон и сочленен, так что, скорее всего, животное окаменело неподалеку от места своей гибели. Там, где при жизни птерозавра находился желудок, наблюдается более темная область: чтобы исключить возможность того, что она образовалась в процессе окаменения, была проведена микрокомпьютерная ламинография, показавшая, что область находится между грудными ребрами и выше гастралий, то есть внутри тела птерозавра. Поскольку область имеет вид восьмерки, с явной перетяжкой в центральной части, можно предположить, что у птерозавров желудок состоял из двух частей. Вполне правомерное предположение: такое разделение характерно не только для птиц, с их железистым и мускульным желудками, но и для других уцелевших архозавров — крокодилов: у них в наличии кардиальный и пилорический отделы желудка. Обычно у растительноядных птиц передний отдел желудка меньше заднего, но у некоторых птиц без зобов, таких как страусы, он увеличен и предназначен для хранения пищи. До сих пор ни о каких зобах или подобных им структурах у птерозавров не сообщалось, а крупный передний отдел желудка синоптера позволяет предположить, что зоба как минимум у этого вида вовсе не было.
В задней части желудка также были обнаружены гастролиты, которые до сих пор описывались только у различных динозавров (включая птиц) и считались косвенными доказательствами растительноядности (O. Wings, 2007. A review of gastrolith function with implications for fossil vertebrates and a revised classification). Однако на этот счет авторы призывают быть осторожными: с учетом доводов в пользу отсутствия настоящей «желудочной мельницы» у гигантских динозавров-зауроподов (см. статью O. Wings, P. M. Sander, 2006. No gastric mill in sauropod dinosaurs: new evidence from analysis of gastrolith mass and function in ostriches и новость Зауроподы проглатывали растительную пищу не разжевывая, «Элементы», 30.06.2025) и наличия гастролитов у некоторых явно не растительноядных видов, таких как ящерицы и пингвины, наличие камней в желудке синоптера само по себе ничего не доказывает. Стоит также заметить, что гастролиты из задней части желудка в основном мелкие (некоторые из них размером с зерна песка), а два самых больших находятся в передней части, и крупнейший из них — кварцевый кристалл длиной около 3 миллиметров. Любопытно, что размер желудка, гастролитов и их распределение у синоптера IVPP V 23388 схожи с таковыми у раннемеловой птицы жэхэлорниса (Jeholornis), для которой также предполагается растительноядность (J. O'Connor et al., 2018. First report of gastroliths in the Early Cretaceous basal bird Jeholornis).

Оставшаяся часть желудка синоптера заполнена глинистым материалом, который авторы интерпретируют как непереваренную растительность. Изучив образец этого материала, ученые обнаружили в нем твердые микроскопические структуры, которые были признаны фитолитами (phytolith) — кремнеземными образованиями (их состав подтвердила энергодисперсионная спектроскопия), формирующимися в растительных клетках и обеспечивающими им структурную поддержку. Всего было получено 320 индивидуальных фитолитов, причем все они были извлечены из области желудка: в окружающем скелет матриксе фитолитов обнаружено не было. Изучая фитолиты, ученые могут идентифицировать, какому растению они принадлежали, что помогает уточнить состав флоры и пищевые привычки животных, — но, увы, лишь 10% фитолитов из образца IVPP V 23388 оказались схожи с фитолитами современных растений, таких как бобовые, папоротники и голосеменные. В любом случае, их высокое разнообразие указывает, что синоптеры не были пищевыми специалистами и охотно поедали растительность со всех ярусов леса.
До сих пор все доказательства растительноядности птерозавров были косвенными, связанными с их морфологией, биомеханикой или обнаружением их остатков в ассоциации с растительным материалом. Фитолиты и гастролиты в области желудка IVPP V 23388 — первое достаточно веское доказательство, что как минимум отдельные виды птерозавров могли быть вегетарианцами. Никаких остатков другой пищи, например, костей или чешуи, в желудке обнаружено не было, и очень сомнительно, что растительность оказалась в пищеварительном тракте синоптера непреднамеренно, например, с проглоченными насекомыми, — ведь трудноперевариваемого хитина палеонтологи тоже не нашли. Однако, быть может, синоптер наелся растительности в результате какого-то расстройства пищеварения или болезни, тогда как «гастролиты» — всего лишь случайно проглоченные камушки? Например, современные кошачьи потребляют растительность для самолечения или обогащения рациона, а хищные птицы могут спонтанно поедать сочные фрукты и другую растительную пищу, особенно если привычная им добыча редка или недоступна (N. Pérez-Méndez, A. Rodríguez, 2018. Raptors as Seed Dispersers).

Впрочем, обилие фитолитов и распределение гастролитов в желудке синоптера IVPP V 23388 (крупные и недавно проглоченные в передней части, мелкие и истертые — в задней) можно считать доводом в пользу того, что потребление растений среди синоптеров было не случайным феноменом, а привычным делом. В конце концов, известно немало видов, чьи предки перешли от хищного к всеядному или растительноядному образу жизни (см. картинку дня «Ящер-косарь»), так что наличие видов-вегетарианцев среди представителей такой многочисленной и разнообразной группы как птерозавры вполне ожидаемо.
Источник: Shunxing Jiang, Xinjun Zhang, Yan Wu, Mingcong Zheng, Alexander W. A. Kellner, Xiaolin Wang. First occurrence of phytoliths in pterosaurs—evidence for herbivory // Science Bulletin. 2025. DOI: 10.1016/j.scib.2025.06.040.
Анна Новиковская




Свежие комментарии