На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Вылечу рак за 40 дней»: продавцы надежды

Зачем люди, у которых обнаружили рак, порой идут к знахарям и колдунам? Что ищут, на что надеются, к чему это приводит?

Иероним Босх "Извлечение камня глупости"

Иероним Босх "Извлечение камня глупости"

Ушел из больницы к «бабке»

Павлу было около 20, когда он узнал, что у него саркома — редкий и агрессивный вид рака. Но прогноз врачей был обнадеживающим: опухоль в ноге была небольшая, можно было обойтись без ампутации. План лечения включал в себя хирургическую операцию, химио- и лучевую терапию.

Химиотерапия давалась Павлу очень тяжело: тошнота, слабость, головокружение. Он стал просить врачей отменить ее — Павла поддерживал отец, он же нашел целителя. Бабку, которая начала давать Павлу настои трав, водила над ним руками, забирая «негативную энергию». Побочек от этого не было — и парень ушел из больницы, прервав запланированное лечение.

Опухоль у Павла уменьшилась, он и его отец искренне радовались, думая, что работает бабкин метод. Однако это был эффект химиотерапии, как сказали потом врачи. Через полгода появились сильнейшие боли в ноге — оказалось, что опухоль не только выросла больше, чем была, но появились метастазы в легких.

Павел вернулся в больницу, но ногу уже спасти было нельзя. Он перенес ампутацию, положенную терапию. Однако это не помогло — болезнь прогрессировала так, что сделать ничего было нельзя.

Павел умер.

Знахарь, «вырастивший» себе желудок, и другие «профессора»

Историю Павла рассказал Александр Бочаров, один из руководителей Межрегиональной общественной организации «Содействие больным саркомой». Он познакомился с Павлом в больнице, где сам лечился от онкологического заболевания. И у него самого есть опыт обращения к «целителям», обещающим избавить от рака.

— После постановки диагноза — остеосаркома — мне предлагали ампутацию. Не хотелось терять ногу, — говорит Александр. — Была и череда врачебных ошибок, связанные с этим осложнения. Я искал альтернативные способы выздороветь — так в моей жизни появился, например, человек, который якобы сам себе вырастил желудок. Правда, быстро исчез — его рассказы о способах «целительства» показались мне весьма сомнительными. Пил я какие-то настои, которые оказались такими гадкими на вкус, что бросил это через несколько дней.

Обо всех чудо-знахарях Александр узнавал от знакомых, которые из добрых побуждений советовали обратиться к ним за помощью.

— И такие советы будут даваться каждому человеку, который узнал о своем онкологическом диагнозе. Несколько лет назад около онкоцентра на Каширке (Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина, куда приезжают лечиться со всей страны) на асфальте, на заборах, на фонарных столбах была куча объявлений о разных непризнанных «профессорах», предлагающие «новые методы» лечения рака, магов, экстрасенсов, целителей. Сейчас их стали закрашивать или срывать, и я очень этому рад, — однако в интернете такое не скроешь.

Человеку страшно — он ищет волшебника

«Посоветуйте сильного целителя, который вылечит онкологию!», «Я знаю шамана, он лечит рак, могу дать адрес, цены приемлемые», «Вылечу рак за 40 дней», «Только проверенные временем рецепты помогут вам избавиться от опухоли», «Применяю для избавления от рака белую и черную магию», «Кармический рак — самый трудный, нужно снять порчу, я помогу!»…

Таких просьб и предложений на интернет-форумах — миллионы. Даже на нейтральный запрос «методы лечения онкологии» на первой странице поисковик выдаст предложение воспользоваться нетрадиционной медициной.

У иных таких «целителей» есть и свои сайты — все к услугам человека, который хочет избавиться от раковой опухоли без операции и тяжелого лечения.

— Люди сравнивают момент, когда узнают о своем диагнозе, с ударом по голове, с полетом вниз в глубокий колодец — для каждого это огромный стресс, переход в иное состояние сознания, — объясняет одну причину обращения к таким целителям и магам Лидия Погибенко, ведущий психолог Службы помощи онкологическим больным «Ясное утро». — Стрессовая ситуация, угроза жизни дезорганизуют психику, влияют на оценку происходящего. Критические способности человека снижаются, ему нужен прежний контроль над жизнью, устойчивость, надежда. Тут и подворачиваются продавцы этой надежды.

Александр Бочаров советует:
1. Если вам поставили онкологический диагноз и вы ищете в интернете все о лечении своего заболевания, велика вероятность того, что вы попадете в информационный поток, изливающийся от колдунов и знахарей с их предложениями. Ищите лучше пациентскую организацию, которая объединяет людей, перенесших конкретный вид рака, благотворительный фонд, который занимается поддержкой пациентов с онкологией.
Здесь владеют достоверной информацией и о методах лечения, и о реальных способах помочь, о клиниках и врачах, которые имеют успешный опыт лечения онкологических заболеваний. Ответят на все вопросы и подскажут, как маршрутизировать лечение. В конце концов, объяснят, почему не стоит прибегать к нетрадиционным методам избавления от рака.
2. Если вы нашли какое-то очень убедительное объявление об инновационном методе «лечения рака» нетрадиционными способами, о том, что можно избавиться от онкологии с помощью настойки беладонны или чего-то подобного — прочитайте его кому-то, кому вы доверяете, в чьей разумности и трезвости не сомневаетесь, чтобы этот кто-то мог высказать свое авторитетное мнение.
Иногда ко мне обращаются люди, которые с горящими глазами рассказывают о нетрадиционных методах, просят, например, нашу организацию оплатить покупку какого-нибудь экзотического «целебного» фрукта, избавляющего от рака. В таких случаях я все время прошу человека еще раз повторить свой рассказ — но медленно, прислушиваясь к себе. Чаще всего мои собеседники потом с удивлением говорят, насколько сомнительно звучит все, что они говорили до этого.

Опасно потерять время

Лечение рака — процесс долгий и тяжелый. Врачи никогда не смогут дать стопроцентной гарантии, что человек вылечится — ответственный специалист может говорить о высокой вероятности этого, успехе, может предлагать не торопиться с выводами до окончания химиотерапии. Целители же представляются волшебниками, которые «лечат» быстро и с гарантией. И кто выиграет в глазах пациента?

— В этом смысле врачи-онкологи и принятое в официальной медицине лечение выглядят невыгодно, — говорит Анна Вербина, руководитель компании «МедИндия», которая постоянно мониторит «предложения» знахарского рынка. — Конечно, при неудаче в лечении у целителя или мага, человек все равно вернется в больницу, но может быть уже поздно — болезнь будет или труднее или уже невозможно победить.

Но запущенная в результате «лечения» у знахарей болезнь — не всегда вина больного.

— У нас пока нет комплексного подхода к лечению онкологических заболеваний: пациент часто не знает, куда ему бежать после постановки диагноза, что будет после операции по удалению опухоли — и кто вообще отвечает за его лечение. У него нет четкой дороги, по которой он бы пошел рука об руку с врачом-онкологом. Тогда человек с диагнозом принимается гуглить, слушать советы доброхотов — и находит «целителя».

Хорошие продавцы-консультанты

Чем берут онкологических больных целители, маги, знахари и экстрасенсы?

- Эксклюзивность предложения

Чаще всего «знахари» торгуют классикой — содой, солью, методиками гонимых «профессоров» всех наук, травами, сушеными грибами, семенами растений и так далее. Список можно продолжать до бесконечности — он включает в себя даже заряженную водопроводную воду и магические пассы руками.

Но у каждого при этом есть свой «набор лечения», которого больше нет нигде — чаще всего это «уникальная положительная энергия».

- Манипуляция правдивой и ложной информацией
Торговые предложения «целителей» построены по принципу — начни с того, что знают все, чтобы усыпить бдительность. Например, рак в некоторых случаев не может быть вылечен. Бывает такое? — Бывает. Или: лечение онкологии — тяжелый и долгий процесс, который влияет на все сферы жизни человека. Это так? — Так. Жить хочется, не страдая. Да? — Истинная правда. Белладонна издревле известна своими целительными свойствами. Знаем, слышали. Белладонна, высушенная по моему рецепту, поможет вам избавиться от рака за 40 дней.

К концу такого объявления тяжело бывает вспомнить, что белладонна — ядовитое растение, а онкологию врачи лечат вполне успешно, если удается найти заболевание на ранних стадиях. При этом для слова «рак» в таких объявлениях подбираются определения, которые легко выбивают из колеи: «страшная болезнь», «редко кто живет дольше пяти лет» и так далее.

- Часто «целители» не отрицают официальную медицину, а наоборот, приветствуют
Еще один беспроигрышный маркетинговый ход — «лечить» пациента параллельно с онкологами. Кто-то даже требует, чтобы традиционное лечение было продолжено. И когда такой человек входит в ремиссию, то может вполне полагать, что исцелился при помощи настойки каштана или после приема акульего хряща, а не в результате грамотно проведенного лечения.

Хорошо, если человеку полегчает в результате такого «двойного удара», но бывают способы, могущие нанести вред — какая-нибудь токсичная травка, которая добавит страданий и без того ослабленному болезнью и тяжелым лечением организму.

- Разброс цен на услуги

На рынке нетрадиционных методов лечения всегда можно найти финансовую нишу по себе. Кто-то из магов и целителей предлагает вариант вознаграждения «на ваше усмотрение» (или «смотрю, кто победнее, кто побогаче — столько и беру»). Кто-то сразу определяет «таксу» за первую консультацию (и деньги вперед, на банковскую карту — разговор и «лечение» потом). Кто-то называет космические цены — например, 200 евро за минимум 100 «сеансов». И даже при таком ценнике люди идут — ведь порой кажется, что все качественное — дорого стоит.

- Сочувствие к беде человека
Чтобы продать что-то кому-то, нужно понимать, что и с какой интонацией сказать. Уже при телефонном разговоре с целителем потенциального клиента окутывают пониманием, добрыми приветливыми словами, сочетающимися с энергичной деловитостью. Правда, могут не спросить об особенностях заболевания и попросить прислать только фото в полный рост, а не медицинские заключения. Но после сочувственного тона на том конце трубки об этом не хочется думать.

— По моему опыту, целители и прочие экстрасенсы ведут себя обычно как хорошие продавцы-консультанты, — говорит Александр Бочаров. — И если один продавец не понравился, ему на смену всегда придет другой — более талантливый.

Мистический ужас перед болезнью: как обуздать страх

Психолог Лидия Погибенко полагает, что обращения к целителям по поводу онкологии связаны также с мистическим ужасом, которые люди испытывают при слове «рак». Причины возникновения болезни не выяснены до конца, она требует немедленного и быстрого пересмотра всего образа жизни, буквально ставит ее с ног на голову — и люди так сильно боятся умереть, что слепнут и глохнут от этого страха.

Порой от ужаса не может защитить даже наличие нескольких высших образований или четкий рациональный ум, никогда не отказывавший до постановки диагноза.

— Многие люди думают о нетрадиционных методах или обращались к целителям — это всплывает при разговоре с пациентами, — рассказывает онколог Михаил Ласков. — Об этом у меня спрашивают даже академики, правда, очень стесняясь.

У Михаила был пациент-гомеопат. Он понимал, что лечиться нужно по рекомендованному официальной медициной протоколу, но при этом прием гомеопатических средства бросать не хотел.

— Я понял, что если буду давить и протестовать, то потеряю с ним связь. Решил искать точки соприкосновения. Мы договорились, что он будет выполнять мои ключевые рекомендации, но при этом принимать и свои средствами. Моя позиция такая: все, что можно сблизить — надо сблизить. Нетрадиционные методы не всегда безусловно вредны — но, конечно, я не считаю их и полезными. И лучше всего пациенту сообщать онкологу об альтернативных способах «лечения», чтобы он понимал, с чем параллельно имеет дело.

Если человеку психологически комфортно будет во время химиотерапии принимать толченый «заряженный» мел, то пусть он это делает — главное, чтобы принимаемое вещество ему не вредило, считает Михаил.

У нас в стране культура обращения за психологической помощью, а тем более — после установки тяжелого диагноза, почти не развита. Психологов путают с психиатрами, а психиатрия — еще одна область мистического ужаса, поэтому люди идут к целителям. Здесь они получают поддержку, которую не знают, где получить еще. Вместе с толченым мелом, акульим хрящом или положительной энергией за баснословные деньги, конечно.

Служба помощи онкологическим больным «Ясное утро» оказывает комплексную психологическую поддержку онкопациентам и их близким.
По номеру горячей линии 8-800-100-0191 можно получить консультацию психолога или юриста по медицинскому праву. Линия работает бесплатно, круглосуточно и анонимно.
Психологи службы также проводят очные консультации и группы поддержки для онкологических пациентов.

«Но ведь N вылечился!»

На случаи исцеления от рака после обращения к целителям и экстрасенсам часто ссылаются анонимы на интернет-форумах — можно махнуть рукой, мало ли болтовни вокруг. Но бывает, что нам об этом рассказывает человек, которому невозможно не поверить. Что это значит?

— Лично я не видел ни одного такого вылечившегося, — говорит Михаил Ласков. — А значить это может все, что угодно: от неправильно поставленного диагноза, от диагноза, не подтвержденного гистологически, от того, что пациент все-таки принимал традиционное лечение, но умалчивает об этом. Такие случаи нужно тщательно разбирать — но пока разбирать мне было нечего.

Знает таких людей президент Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины (зарегистрирована в Минюсте, действует с 1990 года) Владимир Егоров, врач по образованию. Но старается говорить об этом очень и очень осторожно:

— Лечение онкологии нетрадиционными методами — вещь настолько индивидуальная и кропотливая, что настоящему, профессиональному целителю нужно очень хорошо изучить своего больного, чтобы помочь. На это нужно очень много времени и очень много сил. А когда кто-то обещает вылечить все виды рака за 40 дней или каким-то другим быстрым способом, то это, как минимум, заблуждающиеся люди, а как максимум — мошенники.

Кроме того, Владимир не рекомендует целителям браться за лечение онкологического больного, когда у него есть время и все шансы вылечиться с помощью традиционных методов.

— Недостаточно профессиональный целитель может запустить процесс болезни — и будет виноват. И совершенно справедливо его обвинят в этом. Но можно попытаться помочь тогда, когда врачи ничего уже не могут сделать.

«От доброхотов приходилось отбрыкиваться»: если вам советуют «целителя» друзья
Янина Батищева, перенесла онкологическое заболевание, в ремиссии:
— Когда я заболела, был период, когда вокруг появилось много советчиков, что мне делать и к кому обращаться. Думаю, давать советы в подобных ситуациях — способ защиты: «я дам совет, это избавит меня от моральных обязательств перед человеком, который попал в беду». Но есть и люди, искренне верящие в средства, которые они советуют попробовать. И они поэтому очень настойчивы.
Однажды мне позвонила приятельница, с которой мы общались два раза в год от силы и потребовала: «Запиши телефон врача и позвони ему обязательно, чтобы я была спокойна». Были и предложения свести меня с «одним целителем», который якобы лечил какого-то епископа. Этот «целитель» использовал весьма экзотический метод, «лечил» парами ацетона — что-то в них растворял и таким образом «воздействовал» на клиента.
Предлагали мне и керосин пить. Приходилось руками и ногами отбрыкиваться от доброхотов, которые пытались мне советовать всякие экстравагантные способы. Это очень утомляло. Я пыталась объяснить, что у меня есть врач, что я его слушаюсь, лечусь с помощью обычной медицины. Но толку не было.
Один мой знакомый, чтобы склонить меня к обращению к целителю, даже съездил к священнику, которого я очень уважаю, и попросил, чтобы тот своим авторитетом на меня воздействовал. Священник позвонил мне и выслушал меня. Я ему сказала, что лечусь, а что будет дальше — как Бог даст. Он одобрил мою позицию. Так я стала говорить всем, что меня батюшка благословил лечиться так, как я лечусь — это стало идеальным ответом на советы.

Покупать или не покупать — быть или не быть

Английские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного в Йельском университете. Сравнивались истории пациентов, получавших стандартное онкологическое лечение — хирургические операции, химио- и лучевую терапию — с теми, кто отказался от них в пользу альтернативных средств.

Выяснилось, что через 5 лет после выхода в ремиссию 78,3% пациентов, лечившихся обычными методами, были живы — по сравнению с 54,7% пациентов-альтернативщиков. Еще один результат: люди с раком молочной железы, обратившиеся к целителями, умирают в пять раз чаще, с колоректальным раком — в четыре раза чаще, с раком легких — в два раза чаще.

Покупать или не покупать? Быть или не быть? Ответ очевиден.

Наталья Волкова, она же Нерпа

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх