Неприятно было быть поставленной перед фактом: "Я хочу взять вторую жену, свою родственницу. Она...принцесса, ей 15 лет" — сказал Чакрабон, принц Сиама. А ведь когда-то Екатерина последовала за ним из Петербурга в Бангкок, вопреки здравому смыслу.
Сперва хочу рассказать, как вообще принц Сиама попал в Петербург. Чакрабон отправился учиться в 1898 году военному делу в Пажеский корпус. В то время в Пажеском корпусе учились только выходцы из императорской фамилии и дети очень знатных дворян.
По выпуску молодые люди получали достойное образование и воспитание. Петербургское образование было вполне солидным для иностранного принца, к тому же своё покровительство ему оказывал император Николай II. На самом деле обучение сиамского принца в Пажеском была идея российского Государя, дабы скрепить международные отношения.
Несмотря на то, что Чакрабон был 40 ребенком отца, короля Сиама (Таиланда), он был любимы чадом своих родителей. Он с отличием закончил обучение, дослужившись до звания полковника Российской империи. В России Чакрабону нравилось. Помимо многовековой культуры, принц жил, как обычная золотая молодежь: балы, азартные игры, театры и маскарады. И не мог сиамский принц подумать, что влюбится в рыжеволосую Екатерину Десницкую.
Екатерина родилась в Луцке, в семье обедневшего сельского дьяка. В Петербург она приехала из Киева, потеряв мать и отца. Екатерина решила, дабы выжить нужно соглашаться на любую работу. Она окончила курсы медсестры и отправилась на фронт, где шла русско-японская война.
Но даже там, где главенствует горе, нашлось место для радости — Екатерина стала получать милые записки от Чакрабона. Он дожидался её с фронта. После решил — никто ему кроме милой Катеньки не нужен. Ради обедневшей дворянки он был готов пожертвовать короной, ведь родители бы сей брак не одобрили.
Я хочу отметить, что в Сиаме было принято брать в жёны не иностранных принцесс, а своих собственных. Более того, все принцессы приходились родственницами принцу в той или иной степени. Помимо этого, сиамские правители могли брать не одну жену, и даже не четыре, а сколько угодно.
Брак был заключен в 1906 году. Чакрабон исповедовал буддизм, Екатерина — православие. Венчание было в Константинополе в греческой церкви по православному обряду. По некоторых данным, Сиам принял православие перед браком, но это не точно. И как по мне, это были лишь слухи.
Чакрабон и Екатерина направились в Сиам, дабы сообщить о браке королю Сиама. Но...как сообщить? Просто поставить перед фактом? Чакрабон отправился в Бангкок, а Екатерина осталась дожидаться известий в Сингапуре. Шло время, принц долго не решался обо всём рассказать своему отцу.
Вскоре до короля Сиама дошли некие слухи. Он обо всём узнал. Разговор был неприятным. Отец и мать отказывались принимать в своем доме жену европейку. Катя понимала — жизнь здесь будет тягостной.
Переехав во дворец принца Парускван, Катя была весьма деликатной: не настаивала на общении, учила тайский язык и культуру. Почти весь год она была в золотой клетке, не выходя за территорию дворца. После фронта на русско-японской войне характер русской девушки был весьма твердым и казалось, что ничто не способно её сломить. Нужно просто подождать.
Первый шаг сделала свекровь Саовабха. У неё были повсюду свои шпионы, которые донесли: европейская невестка прилежно себя ведёт. Саовабха однажды приехала в Парускван с нарядами: пускай невестка носит наряды сиамских женщин. По своему вкусу она подобрала дорогие ткани для Екатерины.
Вскоре у Екатерины и Чакрабона родился единственный сын. Саовабха была счастлива. Даже король Сиама с радостью познакомился со своим внуком, но вот со своей невесткой так ни разу и не увиделся. Скончался. На трон взошел старший бездетный брат Чакрабона, который объявил его своим наследником.
Екатерина могла стать королевой Сиама, но в супружеской паре появилась третья фигура — 15-летняя принцесса Чавалит. Сперва Сиам относился к ней как к ребенку, но после стало понятно — не ребёнок она вовсе, а соперница.
Вторую жену Екатерина не приняла бы, потому поставила мужу выбор: я или она. Для наглядности, Екатерина сблизилась с Чавалит, приглашая её на прогулки. Устав ждать от мужа ясного ответа, она удалилась в Бангкок. Чакрабон за ней не последовал. Здесь всё стало ясно. 12 лет брака остались в прошлом.
Чакрабон подписал бумаги о разводе. А вот сына отдать не мог. Екатерина с ним даже не попрощалась. Она хотела вернуться в Петербург, но Революция заставила её искать прибежище в Шанхае. Там она вышла второй раз замуж за американца Гарри Стоуна. Вскоре они переехали в Париж.
Я думаю, что такой конец для Екатерины был более благоприятен. Она постоянно жаловалась, что чужеродная земля её не принимает — постоянно болела. По легенде некоторые слуги и вовсе шли на жёсткие меры — подсыпали ей в еду перетертые осколки от лампочек. Чакрабон вскоре после развода простудился и скончался. Второй раз не успел жениться. Их сын уехал в Англию, где взял в жёны англичанку. В 1995 году внучка Екатерины написала романтическую книгу о своей русской бабушке и принце Сиама.
Свежие комментарии