На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Первая женщина-профессор этнографии в России. В.Н.Харузина

Вера Николаевна Харузина родилась 17 сентября 1866 в богатой купеческой семье. Родители Веры– Николай Иванович Харузин, купец первой гильдии и его жена, купеческая дочь Мария Михайловна Милютина принадлежали к поколению „ нового“ купечества второй половины ХIХ в., которое думали и действовали не только во имя личного благосостояния, но и желали процветания России. К этой категории людей относились и их друзья, такие знаменитые семьи, как Боткины, Третьяковы, Алексеевы, Прохоровы, Щукины. Они занимались меценатством, благотворительностью и благоволили частным научным проектам. Обучению детей в семье Харузиных придавалось большое значение, тщательно подбирались домашние учителя и учебные заведения. Вера закончила с золотой медалью лучшую в Москве частную женскую гимназию Софьи Николаевны Фишер, где ученицам давалось классическое среднее образование с изучением двух древних языков, математики в качестве главных предметов. Братья (кроме Николая, обучавшегося в 4-й московской мужской гимназии) – прославленную немецкую гимназию в г. Ревель (Эстляндия).

В продолжении своего обучения, по окончанию гимназии, как и родные братья, Михаил, Алексей и Николай, Вера выбрала своим объектом интересов и занятий — этнографию.

Алексей Николаевич Харузин( 12 марта 1864 года — 8 мая 1932) — русский этнограф и антрополог, государственный деятель. Бессарабский губернатор, сенатор.

Николай Николаевич Харузин(1865, Москва — 7 апреля по новому стилю 1900, Москва) — российский этнограф, один из основателей российской этнографии, историк и археолог, последователь эволюционной школы. Его исследования посвящены обычному праву, религиозным представлениям, истории жилища, особенностям семейных и родовых отношений у разных народов

Как пишет М. М. Керимова:

Жизнь и творчество отроков Харузиных были тесно связаны с историей и культурой России и свидетельствовали об их глубоком интересе к русскому и другим славянским народам, а также к многочисленным нерусским народам и этническим группам, населявшим Российскую империю.

К сожалению высшее образование для девушек было закрыто, поэтому Вере пришлось заняться самообразованием, в 1888–1889 и 1892–1893 гг. она совершила вместе с сестрой Еленой и братом Николаем поездку в Париж, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Лейпциг, Женеву, Вену, Варшаву, а затем в 1901 г. вместе с Алексеем — в словенские земли Австро-Венгрии, Триест, Берлин.

Вера Николаевна дружила с сотрудниками Этнографического отдела Русского музей. В ее дневнике сохранилась, например, такая запись: «10.I.1903. Сейчас письмо от Ляцкого. Он, оказывается, хранитель Этнографического музея Александра III — это место, о котором я мечтала для Коли (Николая Харузина. – ), завязывает связи с московскими этнографами и приглашает меня к сотрудничеству. Этнография — общее дело» В ее дневнике сохранилась запись и о том, что в очередной раз своего посещения Петербурга была в музее, «разговаривала с А.А. Миллером об изучении орнамента и осматривала с ним Кавказское отделение»

В 1907 г. с Еленой и ее мужем она опять едет в Берлин, Женеву, Париж, Гренобль, Люцерн, возвращаясь посещает открывшуюся Антропологическую выставку в Москве, в том же году Вера Николаевна начала читать лекции на Высших женских курсах, получив степень профессора этнографии. Параллельно и во время, она пишет статьи и книги на основе накопившегося материала. Её перу принадлежит около 500 научных работ по этнографии, касающиеся религиозных верований и вообще духовной культуре. Таковы ее содержательные статьи «К вопросу о почитании огня» , «Заметки по поводу употребления слова фетишизм», «Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах» и др. Благодаря влиянию братьев Михаила и Николая, Верой серьёзно уделялось внимание изучение быта и нравов малых народностей русского Севера и Сибири отобразившихся в работах : „Лопари“, „Вотяки“, „Юкагиры“, „Тунгусы“ Она составила и опубликовала сборники сказок разных народов: „Сказки русских инородцев“ , с краткими бытовыми очерками и иллюстрациями), „Африканские сказки“ . В рукописи остались труды Харузиной „Мифы из Южной Америки“, „Чудовищное в фантастике и культовых представлениях“. Интересовали и „примитивные формы драматического искусства“, народная словесность, игры и игрушки, постановка музейного дела, преподавание этнографии в средней школе

В 1908 году Вера Николаевна вновь отправляется в Берлин и Баварию, в 1909–1910 гг. посещает Бельгию, Австрию, Швейцарию заезжая в каждой стране в этнографические музеи. В 1911 году Харузина уже одна, по заданию Археологического института, выезжает в Европу с конкретной целью изучения собраний западноевропейских музеев, где длительно и целенаправленно выясняет состояние музейного дела. На основе этих поездок написан «Отчет о летней поездке в Германию. Каталогизация, консервирование и размещение коллекций в этнографических музеях» , опубликованный в 1912 г.,

Ведя систематическую лекционную работу в вузах Москвы, Харузина убеждала своих учеников в необходимости изучения этнографических музейных фондов и неоднократно свои лекции по отдельным темам сопровождала экскурсиями в Публичный и Румянцевский музей, в Исторический музей. Она считали, что наглядное восприятие экспонатов, сопровождаемое комментарием лектора, в значительной степени поможет студентам усваивать учебные материалы.

В 1912 году появился первый выпуск , пожалуй главной книги Веры Николаевны «Этнографии»(M., 1912, 589 стр) , книга являлась аналитическим исследованием, в основе которого содержался критический анализ уже сложившихся во второй половине ХIХ в. западных течений и школ в естественных и общественных науках.

В 1914 году, во втором выпуске «Этнографии» (М., 1914, 467 с.) публиковался курс лекций, прочитанный в Московском Археологическом институте в 1905-1912 г. и посвященный приемам изучения материальной культуры. Автор остановилась на таких компонентах народной культуры, как жилище, одежда, украшения, пища, иллюстрируя их материалами из жизни народов мира. Отдельно останавливается на вопросе подготовки к научной экспедиции. По её мнению практическая и теоретическая работа этнографа не могут быть разделимы. В этом она соглашалась с П. Эренрейхом, Б. Анкерманом, Т. Кох- Грюнбергом, а также русскими учеными – В. Г. Богоразом, Л. Я. Штернбергом. Всеволод Фёдорович Миллер,русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог. Член-корреспондент Петербургской академии наук написал отзыв: «...Ваш курс очень ценен. Он в настоящее время служит единственной связью с вопросами общей этнографии»

Посмертное издание лекций «Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара“ под редакцией доцента Московского университета А. М. Золотарева состоит из 17 лекций и увидело свет накануне Великой Отечественной Воны в 1941 году, Золотарёв пишет следующее: «Этот труд является лучшим кратким обзором по общей этнографии, и впредь до выхода советского учебника, может служить учебным пособием для студентов».

Вера Николаевна была тронута параличом в 1908 года и болела всю оставшуюся жизнь. Жизнь не была лёгкой, но своей работой и упорством она достигла очень и очень многого, став первой женщиной- профессором этнографии России; проводя огромную исследовательскую и преподавательскую деятельность: читая этнографические курсы в Московском археологическом институте и Высшей школе, при советской власти она преподавала Московском университете, вплоть до 1925 года. Она оставалась в научной сфере до того момента пока могла отдавать, уже дома преподавала студентам, а последняя статья вышла в 1929 году.

Этой великой и трудолюбивой женщины не стало на 65 году жизни, в мае 1931 года в Москве.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх