На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подвески Анны Австрийской: зачем целых двенадцать?

...Для красоты. То есть даже для красного словца. Так как целая дюжина бриллиантовых наконечников для одного банта - это странно.

Как правило хватало двух.

То, что мы переводим словом "подвески" в истории про королеву.

То, что мы переводим словом "подвески" в истории про королеву.

Ferrets de diamants, как именуются эти украшения в оригинале романа, это наконечники шнурков из бриллиантов. Шнурки, которыми мы зашнуровываем ботинки, тоже имеют наконечники (у кого-то, наверное, они тоже бриллиантовые, но мы не о том)))) - а суть остается прежней. Шнурки скрепляют две части предмета одежды, а наконечники помогают продевать шнурок в отверстие. Так причем здесь Анна Австрийская?

Анна Австрийская имеет к наконечникам непосредственное отношение, хотя в силу исторических причин сами шнурки в эпоху расцвета ее красоты уже потеряли актуальность.

Вот портрет Анны в возрасте 9 лет (изображена с братом, будущим королем Испании) в платье с "подвесками", то есть с ювелирными наконечниками шнурков.

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, avec son frère Philippe IV, roi d'Espagne, vers 1610, par Bartholomé Gonzalès

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, avec son frère Philippe IV, roi d'Espagne, vers 1610, par Bartholomé Gonzalès

Наконечники (шнурков) к началу XVII века уже перестали выполнять свою непосредственную функцию. И стали просто ювелирным украшением. Ряд бантов, спускающийся вниз по вертюгарду инфанты (всего 6), украшен именно такими наконечниками.

Наконечники часто украшали платье XVI века. Причем часто в местах сочленения одной детали с другой. Тут есть своя логика.

Это тоже Анна Австрийская - но другая. Тезка, как говорится. Эта Анна (1549-1580) - четвёртая жена короля Испании Филиппа II.

Это тоже Анна Австрийская - но другая. Тезка, как говорится. Эта Анна (1549-1580) - четвёртая жена короля Испании Филиппа II.

Переехав из Испании во Францию наша Анна начинает следовать местным модам, менее строгим по сравнению с испанскими. На следующем портрете два наконечника украшают ее пояс.

Питер Пауль Рубенс – Портрет Анны Австрийской, королевы Франции 1621-1625

Питер Пауль Рубенс – Портрет Анны Австрийской, королевы Франции 1621-1625

На испанских портретах наконечники - уже в виде ювелирных украшений - встречаются часто.

Откуда вообще взялись наконечники и зачем были нужны шнурки? В XIV - XV веках рукава, разные части рукавов привязывали шнурками к лифу. Причем не только в женском костюме: шнурки даже дольше прожили в костюме мужском, соединяя рукава с дублетом. Ниже видны шнурки на рукавах трех женщин и нескольких мужчин.

1475 - 1500, Флорентийские моды.

1475 - 1500, Флорентийские моды.

Есть версия, что из шнуров, связывавших рукава с дублетом, позже появились аксельбанты.

1562 picture of Lord High Admiral Clinton

1562 picture of Lord High Admiral Clinton

Золотые наконечники тут украшают как (возможно) еще утилитарные шнуры на рукавах, так и чисто декоративные банты на лифе дублета.

А еще эти ювелирные наконечники могли украшать, к примеру берет. Слева и справа от броши шляпа Генриха VIII украшена шнурами с драгоценными наконечниками.

Портрет Генриха VIII примерно 1520 г.

Портрет Генриха VIII примерно 1520 г.

Осталось выяснить, почему Александр Дюма решил поместить все двенадцать наконечников на одном большом банте... Или всё-таки бант был не один?

Цитаты из русского перевода романа:

"В самом деле, охотничий костюм был ей изумительно к лицу: на ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка".

И еще одно указание на лентЫ во множественном числе:

" - Все погибло! — воскликнул герцог, побледнев как смерть. — Не хватает двух подвесков. Их осталось всего десять.

— Милорд их потерял или предполагает, что они украдены?

— Их украли у меня, и эта кража — проделка кардинала! Поглядите — ленты, на которых они держались, обрезаны ножницами".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх