На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

"Вы возьмете лишь наши мечи и тела" - шака и джаухар, или старинный, красивый, смертельный обычай

Раджпуты - нечто среднее между этносом и сословием. Они относились (и до сих пор относятся) к варне кшатриев - воинов. В Средние Века раджпуты отличались наибольшей воинственностью среди всех народов Индии. Кроме того, раджпуты имели славу невероятных гордецов - недаром к каждому раджпутскому мужскому имени полагается приставка Сингх - "лев", а само их название - это искаженное "раджапутра" - "сын князя"...

Що смотришь? А если копьем пырну?

В военном отношении княжества раджпутов, разбросанные там и сям от Инда до Ямуны, не представляли из себя особенной силы. Они всегда были разобщены, и это их в конце концов сгубило. Однако гордость свою раджпут нес впереди на клинке меча - только у них, например, бытовали жутковатые традиции "шака" и "джаухар", которые всегда шли бок о бок. Одного без другого не бывало, поэтому, собственно, в заголовке они и поименованы одним обычаем.

Начнем, пожалуй, с того, с чего обычно начинали сами раджпуты...))

Джаухар

Если говорить просто, то это - обряд самосожжения. Причем сексистского толка - лишь для женщин. Когда к раджпутской крепости подходил враг, шансов победить которого не было, женщины раджпутов (в первую очередь знатные - принцессы крови, жены и дочери военачальников) должны были сжечь себя заживо.

В истории известно довольно много случаев исполнения джаухара. Особенную славу приобрел город-крепость Читторгарх, столица княжества Мевар. К слову, когда Индию захватили англичане, Мевар был единственным раджпутским владением, которое не покорилось им добровольно. Воевать пришлось...

Читторгарх. Как его штурмовать, лично я с трудом представляю...)

В Читторгархе джаухар, только лишь по точным данным, совершался трижды. Первый раз - в 1303, когда на приступ шли войска исламского султана Ала уд-дина Хильджи. Второй - в 1535, раджпуты воевали с кем-то из Моголов. Этот второй случай был самым массовым - на костер взошли 13 тысяч женщин, не шутка...

И третий случай - в 1568. Опять на стены лезли солдаты Моголов, под Читторгарх пришел император Акбар. Около двух тысяч обугленных тел осталось лежать на площади Победы, перед джайнским храмом, среди них было целых 5 принадлежало принцессам.

А что же в это время делали мужчины? Хороший вопрос, однако...)

Шака

Шака - это мужская часть данной традиции. Последний и безнадежный бой, из которого воин не имеет права вернуться живым. Даже если победит. Джаухар всегда совершался либо непосредственно перед шака, либо в тот самый момент, когда кшатрии-раджпуты, облаченные в "одежду смерти", схватывались с врагом в ближнем бою.

Раджпутский (хотя ладно, просто индийский) доспех

В этом был определенный смысл. Гибель в огне жен, сестер и дочерей накачивала воинов совсем уж лютой яростью. Несмотря на то, что побеждать в этом случае не полагалось (а то из-за чего все затевалось тогда?!), считалось необходимым забрать с собой на новый круг Сансары как можно большее количество врагов.

В этот бой раджпут надевал "мор" - особый тюрбан. Его он имел право надеть лишь дважды в жизни - на смерть и... на свадьбу. Смерть тоже считалась свадьбой - с апсарами, райскими девами, служительницами самых почитаемых богов вроде Индры - бога войны и грома. Да, в некоторых ответвлениях индуизма было нечто вроде своих "валькирий".

Кроме этого, кшатрии рисовали на телах алой краской священные знаки "чакра" и "санкха". И... На этом, в принципе, все. Можно идти умирать.

Хотя нет. В Позднем Средневековье комплект смертника еще дополнялся особой одеждой желтого-оранжевого (шафранного) цвета. Этот цвет в индуизме и буддизме считается аскетическим, монашеским. По сути, шафранная одежда означала, что человек еще до того, как умереть физически, уходил из этого мира духовно.

Практический смысл

Он в ритуале "шака-джаухар" был, и очень важный. По принятым в Индии канонам чести землю, защитники которой покончили с собой, нельзя было захватить. Разграбить - сколько душе угодно, а вот забрать себе - нет. Княжество оставалось за наследниками смертников.

Некоторые авторы здесь же, на Дзене, пишут, что в огонь женщины шагали с детьми. Это ложь. Раджпуты детей в огонь не кидали. Смысл приношения себя в жертву для взрослого населения был как раз в том, что дети, наследники должны выжить. Завоеватель их не тронет - кшатрии с детьми не воюют.

Правда, европейцы, как водится, на местные обычаи чихать хотели, поэтому "шака-джаухар" в войнах с ними никогда не применялся. Европеец придет, на пепелище высморкается и свой форт на нем воздвигнет.

Смысла жертвовать собой в драке с ними не было ни малейшего.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх