На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Дети Трофима Лысенко - что о них известно

После 1961 года слава Трофима Лысенко была развенчана, его труды и опыты названы псевдонаучными. Взамен академик обрел печальную известность "губителя Вавилова".

Трофим Денисович Лысенко.
Трофим Денисович Лысенко.

В 1965-м Трофим Денисович Лысенко был снят с должности директора Института Генетики АН СССР. Последние годы жизни занимал пост заведующего лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР "Горки Ленинские". А это, понятное дело, совсем не тот авторитет, к которому привык человек, некогда вершивший судьбы людей и влиявший на жизнь огромной Державы.

В 1976 году академик Лысенко ушел из жизни. А груз ответственности перелег на его детей. Хоть и говорят, что "сын за отца не отвечает", а в реальности происходит все совсем иначе.

О том, как сложилась судьба детей академика Лысенко, рассказывает сегодня канал "А дети кто?"

Женат Трофим Денисович был лишь единожды. С супругой Александрой Алексеевной Басковой, которая была его на 6 лет младше, познакомился во время прохождении практики после 4-го курса сельскохозяйственного института.

Александра, выйдя замуж, стала домохозяйкой: занималась детьми и домом, не задумываясь о карьере и даже не окончив вуз. Вместе с мужем они вырастили троих детей.

Олег Лысенко

Первенец Лысенко Олег родился в 1929 году. Трофим Денисович в этот год по приглашению Наркома земледелия Украины начал работу во вновь созданном на базе селекционной станции Селекционно-генетическом институте (в будущем ВСГИ). Основой его деятельности было руководство лабораторией, где проводились опыты по яровизации растений.

Олег был привязан к отцу, с увлечением наблюдал за его опытами. Окончив школу, он пошел в Тимирязевскую академию, как и отец, стал растениеводом. В 1957 году Олег Трофимович представил реферат на соискание степени кандидата биологических наук по теме "некоторых закономерностей превращения незимующей яровой пшеницы в зимостойкую озимую". Прямое продолжение идей академика Лысенко!

При этом, Олег Лысенко, как и отец, оставался естествоиспытателем-мичуринцем, отдавая приоритет работе с изменением условий, а не с "генной инженерией".

Александр, внук преподавателя Тимирязевки Майсурян Анаиды Иосифовны, рассказывал о таком эпизоде периода учебы в Академии Олега Лысенко:

"Когда бабушка преподавала в Тимирязевской академии, в её группе учился сын Лысенко, и она, как и всем студентам, показывала ему препараты деления клеток, с окрашенными хромосомами. Картинки этого деления с "танцем хромосом" есть сейчас во всех школьных учебниках, а подобные препараты — самое привычное зрелище для современных студентов-биологов. Но тогда демонстрация подобных препаратов студентам, мягко говоря, не приветствовалась. Сын Лысенко, на которого эти препараты произвели большое впечатление, разумеется, всё рассказал отцу. И после этого в одной из своих речей, по рассказу бабушки, Трофим Денисович возмущался: "Вейсманисты-морганисты и моему сыну морочили голову, показывали ему на занятиях препараты, на которых хромосомы то так располагались, то эдак. Танцы они там устраивали!".

С 1952 года был членом КПСС.

Олег Лысенко упокоен вместе с родителями.
Олег Лысенко упокоен вместе с родителями.

Олег Трофимович Лысенко скончался в 2008 году.

Людмила Лысенко

Людмила - единственная дочь "босоногого академика" - появилась на свет в 1930-м.

Она с ранних лет мечтала стать врачом, выбрав для себя специальность кардиолога. В 70-е годы работала в лаборатории Физиологии коронарного кровообращения Института кардиологии имени Мясникова (руководителем лаборатории был физиолог Андрей Владимирович Трубецкой).

Сотрудник лаборатории Владимир Шлаин так характеризовал Людмилу Трофимовну в своих воспоминаниях:

"Была она некрасива и мужеподобна, с тяжелым характером и явно «ушибленная» жизнью, ей приходилось расплачиваться за грехи отца. Лысенко рассказывала, что на каком-то экзамене в университете ей в билете попался вопрос о «лысенковщине». Всегда при упоминании термина «ученые» она иронически говорила — «шибко ученые». Но работником она была самоотверженным. Сам Трубецкой знал академика Лысенко лично и считал его психически нездоровым человеком".

Людмила Трофимовна Лысенко ушла из жизни в 2006 году.

Лысенко следовал учению Мичурина, не желая вникать в новое учение о генах и хромосомах.
Лысенко следовал учению Мичурина, не желая вникать в новое учение о генах и хромосомах.

Юрий Лысенко

Младший сын Трофима Денисовича Юрий родился в 1935 году.

Юрий Трофимович стал физиком, работал на кафедре физики моря в МГУ.

Он чаще других детей академика Лысенко выступал в прессе, давал интервью, рассказывая об отце.

И Юрий, и Олег резко реагировали на любую критику идей отца, активно защищали его от обвинений в гибели Николая Ивановича Вавилова и разгроме советской генетики. Так, например, в 1987 году братья выступили с открытым письмом после публикации статьи "Уроки Вавилова" в журнале "Коммунист", посвященной вражде их отца-мичуринца с ученым-генетиком.

В то же время

После 2012 года (возможно, и под влиянием выступлений Юрия Лысенко) во многих источниках намечена тенденция к реабилитации имени "народного академика" Трофима Лысенко. Одних это беспокоит, других - радует.

Есть те, кто называл Лысенко "умеренно грамотным крестьянином", подчеркивая его практический опыт в сочетании с нехваткой общего образования.
Есть те, кто называл Лысенко "умеренно грамотным крестьянином", подчеркивая его практический опыт в сочетании с нехваткой общего образования.

Больше высказываний негативных, зачастую - категоричных. Например, как это, пронизанное неприятием не только Лысенко, но и всей советской системы в целом:

"Не советская система породила серость и середняка. Но она призвала их в науку, дала им преимущества в занятии мест и в институтах и в академиях, так что весь феномен лысенкоизма был чисто советским. "Середняк пошел в науку" - этим сказано все.
Но не только в науке Лысенко остался навсегда серым. И в другой сфере бытия - в обыденной жизни он свою серость не поборол. Его личная жизнь, как и жизнь его кумира Сталина, была убогой. Все, что так ценимо людьми иного, высокого стиля - искусство, музыка, книги, радость дружеского общения, взлеты духовной жизни, даже пылкая любовь к женщине - все осталось вовне, не коснулось его.
Его жена была такой же серой посредственностью, как и он сам. Их трое детей выросли кичливыми, они унаследовали его тщеславие и ожесточение, где только можно разглагольствуют о величии их непонятого, опередившего свое время родителя, а как только прослышат о публичных упоминаниях ошибок Лысенко, строчат протесты и опровержения".

Возможно, именно этот негатив - причина того, что никто из детей Трофима Денисовича никогда не упоминал о себе и своей жизни. Нет никакой информации по их семьям, детям, внукам. Нет их фотографий в свободном доступе. Продолжатели рода Лысенко этого родства не афишируют.

Тем не менее, ни малейшей вины ни академик, ни его потомки не испытывали. В 1971 году, спустя 6 лет после падения с вершины славы, на вопрос об ответственности за судьбу Н. И. Вавилова и советской генетики Т. Д. Лысенко отвечал резко:

"Вы не понимаете, – сказал он, – я всегда был белой вороной. Я не мог получить хорошего образования, как Вавилов и другие генетики. Я был обычным крестьянином, я не знал иностранных языков, но я знал свою землю и свои злаки, знал лучше, чем люди, всю жизнь просидевшие в лабораториях. И я создал свою теорию, лучшую, чем создали они, но так и остался белой вороной – посмотрите, рядом со мной даже никто не хочет сидеть за обедом".

И есть в этих словах и отчаяние, и зависть, и обида на судьбу. Но ничуть не раскаяние и не размышление.

Но прежде чем повторять за другими, что "идеи Лысенко были бредом, а сам он - лжецом, умевшим сделать себе рекламу и обмануть самого Сталина", обратим внимание и на другое мнение: опыты Лысенко, основанные на идеях Мичурина, как и работы его учеников и последователей, также приносили результаты. В том числе и положительные для развития сельского хозяйства в СССР.

Современные знания показывают, что каждое из направлении - и мичуринско-лысенковское, и вавиловское - в определенной степени было верным. И если бы между учеными шло продуктивное сотрудничество вместо соперничества за внимание властей, почет и финансовые потоки, пользы было бы много больше для всего человечества.

Камнем преткновения стала идеологическая борьба между "вавиловцами" и "лысенковцами", вмешательство политики в науку. А это во все времена было и остается вредительством результату.

Не будь этого соперничества - и, возможно, мы бы знали гораздо больше о потомках академика Трофима Лысенко. Просто потому, что они не скрывали бы связей с известным предком, а гордились бы ею.

Но это лишь желание. Условное наклонение. В реальности же ситуация сложилась так, как сложилась. И ее четко отражают слова Юрия Трофимовича Лысенко, сказанные в интервью 2017 года:

Константин Смирнов, НТВ: - Юрий Трофимович, в последние годы много написано об этой войне в биологии, много разных мнений по поводу Трофима Денисовича… Как с этим жить сыну?
Юрий Лысенко: - То, что написано много клеветы, много небылиц и много всего плохого — это, конечно, плохо. Плохо потому, что надо все-таки пытаться бороться за правду, чтобы люди знали истинное положение дела. Мне часто говорят, что я виноват, что никогда не рассказываю об отце. Наверное, перед обществом у меня есть о ответственность, также как есть у других членов нашей семьи. Но в другом отношении, в таком житейском порядке, наоборот, скажу вам: мне гораздо лучше живется, чем жилось тогда, когда его портреты печатались в каждой газете. Сейчас это очень хорошая нормальная жизнь, когда можно нормально ругаться, можно нормально ходить по улицам и можно нормально смотреть в глаза людям.

***

Размышления о судьбе Трофима Лысенко неразрывно связаны с теорией генетики и наследственности. Выходец из простых крестьян, так никогда в жизни и не освоивший, по сути, элементарной грамоты и ни одного иностранного языка, мог ли он по праву именоваться "академиком"? Может ли его судьба быть примером того, что "никто", даже помещенный в благоприятные условия, не может стать "всем"?

Или, все же, дело в свойствах каждой конкретной личности, каждого индивидуума? Ведь нам известен не только Лысенко, но и Ломоносов, и Циолковский - по сути, сделавшие себя сами и оставившие след в истории неоспоримыми достижениями?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх