Синий цвет в природе – модная редкость, особенно если это настоящий синий, образованный пигментом. Эталон чистого природного синего – маленький новозеландский гриб Entoloma hochstetteri. Сложно поверить, что он существует на самом деле, настолько поразительна его яркая окраска. Про этот волшебный гриб и место синего цвета в эволюции расскажет заметка американского миколога Филиппа Пинцоне из его блога Forest Floor Narrative.
Перевод: Виктория Арзамасцева
Entoloma hochstetteri. Фото: Michael Wallace.
Сказать, что Entoloma hochstetteri – красивый гриб – это сильное преуменьшение. Он удивительно, ошеломляюще красив. Из-за яркой синей окраски этот гриб весьма скромных размеров широко известен и высоко ценится на своей родине в Новой Зеландии, где растет в лесных массивах.
Его собратья из рода Entoloma – типичные сапротрофы, разрушающие мёртвую органику, но Entoloma hochstetteri отличается и здесь – гриб образует микоризу с южным буком (Nothofagus) и ногоплодником (Podocarpus).Этот гриб сразу занял строчку в списке видов, которые мне хотелось бы хоть раз в жизни увидеть своими глазами, и глядя на список, я понял, что Новая Зеландия – на первом месте среди грибных мест, которые мне нужно посетить. Новая Зеландия – место обитания множества ярких и удивительных эндемиков из царства грибов, и весьма иронично, что этот остров находится на противоположном конце земного шара от места, где я живу. Надеюсь, однажды я смогу писать о личных наблюдениях о грибных жителях новозеландских экосистем.
Entoloma hochstetteri на новозеландской пятидесятидолларовой купюре.
С таким обликом неудивительно, что изображение Entoloma hochstetteri красуется на новозеландской пятидесятидолларовой купюре. Если посмотреть на другие новозеландские банкноты, вы найдёте там птиц, насекомых, растения, а также лесные и горные ландшафты, которые стали символами страны. Так новозеландцы показывают, как они ценят природу своей страны, и я считаю хорошей идеей для других стран тоже разместить изображения природных объектов на национальной валюте. Особенно, если эти объекты – грибы.
Некоторые из вас, возможно, мысленно закатывают глаза, читая этот текст, поскольку я снова выбрал ярко окрашенный гриб. Я знаю, что человеческое понятие об эстетике не должно определять научную ценность видов, но я – что поделать – всего лишь человек, и я люблю яркие экзотические грибы. К тому же яркий цвет – это повод поговорить об эволюционной природе такой окраски.
Entoloma hochstetteri в лесу Новой Зеландии. Фото: Mary Smiley.
Синий – это не самый распространённый цвет в наземных экосистемах. Синий чаще встречается в окраске различных видов насекомых и птиц, но только один из этих видов производит настоящий синий пигмент – бабочка Nessaea aglaura. В любом другом случае, когда вы видите синюю окраску у животного, вы можете быть уверены, что дело не в пигменте, а в оптических эффектах. Цвет возникает благодаря взаимодействию света определенной длины волны с микроскопическими структурами поверхности.
Микроскопические структуры на поверхности чешуек крыльев бабочки с оптической синей окраской отсекают цвета всех длин волн, кроме синего. (Из этого видео).
Существует гипотеза, что в ходе эволюции наземных видов их глаза стали наконец достаточно сложными, чтобы различать синие оттенки. Быть синим стало эволюционно выгодно, но вместо того, чтобы полагаться на химию и синтез новых пигментов, множество неродственных видов параллельно начали мастерить синий цвет путём физической инженерии. С точки зрения эволюции, нужная модификация структуры поверхности происходит быстрее и проще, чем создание нового синего пигмента. Виды, использующие более короткий физический путь получения синего, смогли первыми занять новую цветовую нишу. Но вернёмся к нашим грибам.
Nessaea aglaura — единственный представитель царства животных с химическим синим пигментом.
В отличие от насекомых, птиц и прочих животных, Entoloma hochstetteri синтезирует настоящий синий пигмент. На самом деле, гриб образует целых три настоящих синих азуленовых пигмента, которые и дают ему эту впечатляющую яркую окраску. Азулен – это органическое соединение, которое встречается и у других, неродственных, видов грибов. Голубой млечник Lactarius indigo – более распространённый вид с азуленовым синим пигментом. Возникает вопрос – для чего им эта яркая окраска? У грибов нет никакого эволюционного повода для спешки в разработке ярких пигментов.
Lactarius indigo. Фото: Alan McClelland
Среди животных огромную роль в приспособленности играет половой отбор, поэтому для них сработал более быстрый путь к синему. Если какой-то вид в процессе эволюции «разрабатывает» способ быть синим, у него нет никакого повода заменить имеющуюся оптическую окраску пигментом, отбор не будет работать на такую замену. У грибов половой отбор не действует, но с течением времени иногда случайным образом возникают яркие пигменты. Яркая окраска для таких соединений чаще всего лишь побочный эффект в дополнение к совершенно другим функциям. Если гриб не распространяется животными с хорошим цветным зрением, что бывает достаточно редко, то окраска никак не влияет на его приспособленность. Предполагаемая функция азуленовых соединений – химическая защита от насекомых, которая позволяет грибу достигнуть зрелости и распространить споры, не будучи съеденным.
Entoloma hochstetteri. Фото: Steve Reekie
Вне зависимости от эволюционных теорий, Entoloma hochstetteri – красивейший вид гриб, способный привлечь миколога с другого конца планеты. Мне бы действительно хотелось, чтобы на валюте Соединённых Штатов появились изображения местных видов. Как вы думаете, какой гриб заслуживает того, чтобы быть изображённым на стодолларовой купюре?
Свежие комментарии