На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Саркофаги для священных и любимых: как древние египтяне хоронили животных

На нашем канале – новый рассказ о Древнем Египте историка Винеры Андреевой:

"Самые разные животные окружали древних египтян. Их почитали, им подносили дары, наконец, их просто любили. И когда они заканчивали свой земной путь, их хоронили в саркофагах.

Широко известная особенность древнеегипетской культуры – чрезвычайная забота о сохранении останков усопшего. И заботу эту египтяне часто распространяли не только на человека: ни одна другая цивилизация древности не оставила после себя такого количества погребений самых разных животных.

В жизни египтян животные всегда играли огромную роль. С ними жители долины Нила с древнейших времен делили свою благословенную землю и реку, благодаря которой она существовала. Гиппопотамы и крокодилы, кошки и шакалы, ибисы и соколы, обезьяны, львы, кобры, жуки-скарабеи были частью мироздания и с неизбежностью вошли в мифологическую картину мира задолго до рождения государства фараонов около пяти тысяч лет назад.

Но первые государственные институты появились в Египте на очень ранней стадии развития общества, а их становление было тесно связано с первобытными верованиями. От этого времени египетская религия на тысячелетия сохранила очень архаичные черты, и одна из них заключалась в том, что животным придавали серьезное культовое значение. Нет, им не поклонялись, как богам, однако считали, что в том или ином животном воплощена частичка души божества. Например, бог мудрости и письма Тот какой-то гранью своей божественной сущности мог проявиться в павиане или в ибисе, а покровитель царской власти Хор – в соколе.

Священное животное содержалось при храме в качестве оракула или помощника в исцелении недугов и пользовалось большим почетом – особенно, если египтяне считали, что оно успешно справляется со своими обязанностями. После смерти это существо заслуживало погребения по всем правилам: его оплакивали, бальзамировали и хоронили в специально изготовленном саркофаге.

Саркофаг с мумией священной кошки, конец IV века до н.э. – I век н.э. Известняк. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура / Wikipedia Loves Art photo pool on Flickr
Саркофаг с мумией священной кошки, конец IV века до н.э. – I век н.э. Известняк. Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура / Wikipedia Loves Art photo pool on Flickr

Вот в таком расписном известняковом саркофаге размерами 47 × 12,7 × 8,9 сантиметра была похоронена мумия священной кошки. Это животное олицетворяло двойственность женской природы богини плодородия и любви Бастет.

Саркофаг с мумией священного ибиса, V век до н.э. Известняк / Государственный музей древностей, Лейден
Саркофаг с мумией священного ибиса, V век до н.э. Известняк / Государственный музей древностей, Лейден

Этот саркофаг более сложной формы (его размеры 48 × 21,3 × 19,5 сантиметра) – тоже из известняка. В нем упокоилась мумия священного ибиса.

Саркофаг, в котором хранилась мумия угря, VII–I века до н.э. Медный сплав / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Саркофаг, в котором хранилась мумия угря, VII–I века до н.э. Медный сплав / Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А здесь перед нами – совсем удивительный предмет. Кажется, что фигурка из медного сплава с головой бога вечернего солнца Атума и шеей в виде поднимающейся кобры просто покоится на постаменте. Но это – тоже саркофаг. И самое неожиданное: в нем был похоронен… угорь из озера Тана в Эфиопии. Такие саркофаги очень редки, но они свидетельствуют о культурных связях Египта с весьма отдаленными регионами. Но почему же угорь оказался посвящен богу Атуму? Египтологи полагают, что одна из ипостасей этого божества была связана с истоками Нила, а ведь именно в озере Тана берет начало один из потоков, образующих великую реку Египта – Голубой Нил.

Но животные не только почитались как воплощения частицы божественной души. Египтяне очень любили их просто как милых домашних питомцев. И главное место в их сердцах занимала, конечно же, кошка. Разумеется, любимому животному стремились обеспечить посмертное возрождение и вечную жизнь, как полноправному члену семьи. Правда, далеко не каждый египтянин мог позволить себе похоронить свою кошку так, как это сделал в XIV веке до нашей эры царевич Тутмос, старший сын фараона Аменхотепа III.

Саркофаг кошки царевича Тутмоса, XIV век до н.э. Известняк. Египетский музей, Каир / Larazoni, Wikimedia Commons
Саркофаг кошки царевича Тутмоса, XIV век до н.э. Известняк. Египетский музей, Каир / Larazoni, Wikimedia Commons

Кошку Тутмоса звали Та-Миуит, что означает «Она – кошка», «Кошка с большой буквы». Когда Та-Миуит окончила свой земной путь, она упокоилась в саркофаге из известняка, покрытом надписями и изображениями, которые должны были помочь животному преодолеть все трудности загробного странствия и успешно возродиться в вечности. По форме он соответствует саркофагам, которые изготовлялись в эту эпоху для знатных людей. Та-Миуит изображена сидящей перед столом с жертвенными приношениями, среди которых – сосуды с молоком, хлебцы и жареный гусь. А за спиной прижизненного образа «Кошки с большой буквы» – ее же изображение в виде мумии.

Царевич Тутмос не пережил своего отца, и фараоном после Аменхотепа III стал его второй сын, тоже Аменхотеп. В историю он вошел под именем Эхнатон и был автором религиозной реформы, оставившей очень неоднозначный след в истории Египта. Даже гробница Тутмоса не найдена, а о том, что он был первым наследником, стало известно лишь благодаря его любви к своей питомице Та-Миуит, потому что только в посвятительной надписи на ее саркофаге сохранились все титулы царевича. Вот так иногда распоряжается история памятью о людях и животных".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх