На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Как 12 лет «хрущёвской оттепели» изменили советское кино, живопись и литературу


«Хрущевская оттепель» – двенадцатилетний период в истории СССР, когда Хрущев пришел к власти, сменив Сталина. Этот период времени, который был с 1956 по 1968 год, многие современники называют лучшим за всю историю Союза. В то время боролись с культом Сталина, ослабляя его тоталитарный режим. В эту эпоху изменилась политическая и социальная жизнь людей: появилась свобода слова, прекратили свою работу исправительно-трудовые лагери, выпустили политзаключенных и так далее. В период «оттепели» благодаря реабилитации части деятелей культуры, репрессированных при Сталине, наблюдался заметный подъем во всех сферах культурной жизни населения: произошел расцвет киноиндустрии, поэзии, музыки, живописи.


С чего началась эпоха невиданной свободы в СССР



В последний день работы ХХ съезда КПСС, в феврале 1956 года, Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Новость о высказываниях Никиты Сергеевича, несмотря на их негласность, разлетелась молниеносно. Облетев сначала страны Восточного блока, затем Америку и только потом официально заявив в СССР.

В 1956 году на смену тоталитарному режиму Сталина пришла Хрущевская «оттепель»

В 1956 году на смену тоталитарному режиму Сталина пришла Хрущевская «оттепель»


Само слово «оттепель» берет свои истоки из одноименной повести, написанной за два года до глобальных перемен писателем и журналистом И. Г. Эренбургом. В этом произведении повествуется о том, как молодежь выбирает между Отчизной и заграницей, истиной и враньем, эгоистичностью и желанием стать полезным обществу.

В этот период заметно уменьшилась цензура. Теперь не нужно было подгонять все виды искусства под жесткие рамки прежнего сталинского режима. В это время Советский Союз стал более открытой и доступной страной, перейдя из врагов в более дружественных оппонентов для США.

На Международном фестивале молодежи и студентов в 1957 году советским людям показали абсолютно другой мир, где есть джаз, джинсы и многое другое, о чем можно было только мечтать. А спустя два года Никита Хрущев и Ричард Никсон презентовали национальную выставку США, начиная таким образом обмен культурными ценностями между странами. А в 1961 году вообще произошло событие мирового масштаба - советский космонавт Юрий Гагарин первым из людей полетел в космос.

Новое слово в советском кинематографе



Благодаря советскому научному прорыву в кино появились новые герои: инженеры, ученые, геологи. А режиссеры, воодушевленные космическими успехами страны, начали развивать жанр научной фантастики. К примеру, фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» (1962) произвел огромное влияние на советскую и мировую кинофантастику.

Оптимизм «оттепели» дал ощущение свободы и осознание, что необязательно быть героем, можно иметь свои мечты и мнения, даже которые идут вразрез с общественными. Доказательство тому - фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», в котором герои почти всю киноленту гуляют, то есть ничего особенного не делают.

Отрывки из к/ф «Я шагаю по Москве» (1963) и к/ф «Карнавальная ночь» (1956)

Отрывки из к/ф «Я шагаю по Москве» (1963) и к/ф «Карнавальная ночь» (1956)


А какие прекрасные комедии вышли в то время! Главным профи в этом был Эльдар Рязанов. В его «Карнавальной ночи» элегантно высмеивается советская бюрократия, хотя ирония была еще вполне добродушна. Это и понятно, ведь со смелостью даже в эту достаточно лояльную эпоху надо было знать меру.

Фильмы Михаила Калатозова «Летят журавли» и Андрея Тарковского «Иваново детство» стали ключевыми эпохи «оттепели». Они показали подвиги и трагедии в новом контексте. Не в общем патриотическом ключе, а в конкретном человеке: будь то ребенок или обычный парень. Такой формат более реалистичен и эмоционально близок зрителю.

Период «оттепели» открыл отечественному кинематографу таких великих режиссеров, которые еще много лет радовали зрителей своими шедеврами: Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский, Виталий Мельников, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Кира Муратова. В эту эпоху появились и прекрасные актеры: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Олег Янковский, Алексей Баталов, Нонна Мордюкова и другие.

Эпоха новой музыки



В эпоху «оттепели» появились различные новаторские идеи, формы, мелодии. Теперь в Союзе можно было услышать не только всенародных любимцев советской эстрады: Марка Бернеса, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую, но и заграничных музыкантов. Одним из них стал всемирно известный джазовый оркестр «Benny Goodman», концерты которого сопровождались постоянным ажиотажем.

Этот знаменитый оркестр приехал в СССР с концертами в 1962 году в рамках программы культурного обмена между Союзом и Америкой. Коллектив выступил во многих крупных городах: Москва, Киев, Ленинград, Тбилиси и других. Это было настоящим культурным переворотом для всех любителей джаза. Этот оркестр встречали и провожали стоя с непрекращающимися аплодисментами. До этого момента советские меломаны могли слышать похожую музыку лишь по своим радиоприемникам, и то с постоянными помехами волны.

В эпоху «оттепели» к всенародным любимцам советской эстрады добавились барды, полюбившиеся слушателям. На фото Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий

В эпоху «оттепели» к всенародным любимцам советской эстрады добавились барды, полюбившиеся слушателям. На фото Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий


Значимое место в музыке «оттепели» заняла авторская (бардовская) песня. Ее самые яркие и популярные представители: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич. Их творчество сильно отличалось от официально-патриотических песен своей искренней лиричностью и камерностью. В бардовских песнях главными являются личные переживания, проблемы и терзания автора, его персональный взгляд на окружающий мир и происходящее вокруг.

Исполнители авторских песен уделяли большее внимание именно текстам, а не мелодии. В основном музыкальный мотив бардовских песен особо не отличался, что сразу делало такие песни узнаваемыми. Больше всего притягивало слушателей в этих песнях то, что их можно было легко повторить под гитару дома или у костра в кругу семьи и друзей. Кстати, тогда и возрос спрос на гитары, а также кружки, обучающие игре на этом инструменте.

Живопись, вызывающая культурный шок



У художников в период «Хрущевской оттепели» появилась возможность законно заниматься чем-то еще, кроме официального заказа государственной Академии художеств. Но живопись периода «оттепели», как и остальные жанры искусства, все же находилась под контролем властей, пусть и не таким пристальным. Однако стоит заметить, что в это время создали огромное количество новых и ярких произведений, устроили выставки с работами заграничных и всесоюзных мастеров, появились новые журналы по искусству, начал происходить обмен выставками с социалистическими странами.

В поисках новых выразительных средств появилось желание художественно показать действительность как она есть, без сглаживаний трудностей и недочетов, то есть - правду жизни. Такое направление в живописи получило название «Суровый стиль». Также реабилитировали стиль авангард, после чего появилось много молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. Искусство советских художников стало широко пропагандироваться в Европе, США и во многих других странах мира. В конце 50-х в Брюсселе прошла Всемирная выставка, где многие советские мастера получили престижные награды и хвалебные отзывы.

На выставках Пабло Пикассо в СССР был настоящий ажиотаж

На выставках Пабло Пикассо в СССР был настоящий ажиотаж


Выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году в Москве и Ленинграде стали первыми из главных событий того времени, открывших советским людям мир искусства недостижимого раньше Запада. Для советского народа это было не иначе как культурным шоком, ведь это было абсолютно не похожим на то, к чему они привыкли. Выставку помог организовать друг художника - поэт Илья Эренбург, который рассказывал потом какая там началась давка из желающих попасть на долгожданное открытии экспозиции.

Реабилитирование литературных произведений



Главной основой сторонников периода «оттепели» был литературный журнал «Новый мир», который с 1950 по 1970 годы возглавлял Александр Твардовский. Как главный редактор он способствовал появлению в журнале смелых и сильных публикаций лучших писателей и публицистов. С помощью этого журнала выносились на суд читателей важные общественно-нравственные проблемы.

В период «оттепели» многие впервые узнали о существовании таких поэтов как Бальмонт, Мандельштам, Цветаева и прочих. Начали печатать некоторых авторов Серебряного века, например, Блока и Есенина, хотя были и авторы все еще находившиеся под запретом. С 1955 года начали даже проводить День поэзии, в который во всех залах библиотек и со сцен театров читались стихи.

Стихи Беллы Ахмадулиной и Роберта Рождественского были очень востребованы как в годы «оттепели», так и в наши дни

Стихи Беллы Ахмадулиной и Роберта Рождественского были очень востребованы как в годы «оттепели», так и в наши дни


Поэты Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский пользовались огромной популярностью в то время. А как полюбилась Белла Ахмадулина с ее камерными мотивами и выделяющейся «певучей» авторской манерой исполнения. Она напоминала поэтесс Серебряного века, чем и создала такой ажиотаж вокруг своего творчества.

В «оттепель» реабилитировали сборник произведений Исаака Бабеля, а также нашумевший роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На пике популярности была и разрешенная заграничная литература, к примеру, произведения Эриха Марии Ремарк и Эрнеста Хемингуэя.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх