В декабре 1855 года в газете "Союз Сакраменто" появилось объявление, что почтмейстеру из Плейсервилля (Калифорния) требовался крепкий и смелый мужчина, чтобы отвезти в разгар зимы почту за 144 км через горный хребет Сьерра в долину Карсон, Невада. Частные перевозчики устали терять время, мулов и здоровье, пробиваясь по тяжелому горному маршруту, поэтому "Дядя Сэм" с 1853 года размещал подобные объявления в калифорнийских газетах.
Объявление увидел Джон Томпсон - иммигрант из Норвегии (настоящее имя Jon Torsteinsson Rue). В США он попал в 1837 году, когда ему было 10 лет, В 1851 году он уехал в Калифорнию,чтобы попытать счастье на золотых приисках, но быстро бросил это дело и занялся сельским хозяйством летом и рубкой леса зимой.
Он оказался единственным человеком в Калифорнии. который вызвался отнести почту по трудному зимнему маршруту. Томпсон вспомнил, как в детстве в Норвегии зимой катался в школу и смастерил самодельные лыжи из дубовых досок. Весил этот "спортинвентарь" 25 фунтов (11 ,3 кг), а длина одной лыжины составляла 10 футов (3,04 м).
Томпсон за работой
Между прочим современные беговые лыжи весят от 0,95 до 1,7 кг, поэтому, чтобы пользоваться 3-х метровыми дубовыми лыжами нужно было обладать недюжинной силой и выносливостью. Томпсон как раз подходил для такой работы - белокурый верзила под метр восемьдесят, он был истинным сыном своих далеких предков - викингов.
До лыж Томпсона, практически никто в Калифорнии не знал, что это такое и местные жители сочли их просто длинными снегоступами. В добавок Томпсон вырезал себе одну лыжную палку, традиционный способ передвижения на лыжах в Скандинавии.
В первом рейсе до долины Карсона его рюкзак был забит письмами и пакетами, вес полезного груза составлял от 60 до 80 фунтов (27-36 кг). Друзья и соседи Томпсона думали, что видят его в последний раз и он не переживет этот переход. Но почтальон на лыжах проделал это опасное 144 км путешествие на восток всего за три дня. Обратный путь занял всего 48 часов.
В конечном итоге, Томпсон приноровившись, стал брать с собой в почтовый рейс груз весом в 100 фунтов (45 кг). В него входили газеты, лекарства,одежда, книги, инструменты, кастрюли и сковородки. Из государственно-социально значимых грузов Томпсон перевез образцы руды на анализ из богатейшего серебряного месторождения Комсток, а также шрифты и газетную бумагу для первой газеты Невады "Territorial Enterprise".
По крайней мере, два раза в месяц в течение 20 лет Снегоступ Томпсон таскал свой тяжелый рюкзак через горы. В дождь ли, в шторм или метель, Томпсон всегда доставлял свой груз по назначению. Для личных нужд он нес с собой только спички, немного явленной говядины, крекеры и сухари - без одеяла, без ружья, без походного снаряжения и компаса.
Лыжное искусство Томпсона стало легендарными. На своих дубовых лыжах он спускался с гор со скоростью 96 км в час и совершал пряжки до 30 метров в длину. Знаменитый журналист Дэн Де Квилль так описал его показательное выступление:
Он полетел вниз по склону горы. Он не катался верхом на своем шесте и не тащил его за собой в стороне, как это делали другие снегоступы, а держал его горизонтально перед собой в манере канатоходца. Его образ был изящен и напоминал парящего орла, опускающего крылья, когда он балансировал, раскачиваясь из стороны в строну.
Спуск Томпсона
Теперь о грустном
На протяжении многих лет Снегоступ пытался взимать 1 доллар за каждое доставленное письмо, но некоторые люди не платили и все равно требовали свою почту. Местные власти ежегодно обещали ему надлежащую компенсацию, но из этого ничего не вышло.
Томпсон был добряком и несколько наивным по отношению к правительству. Сначала он был счастлив бескорыстно помогать людям, но когда женился и у него родился его сын, ему стали нужны деньги, чтобы содержать семью. Доверяя доброй воле людей и властям своей новой страны, Томпсон не подписывал контракт с почтовой службой США, но он не волновался по этому поводу и говорил:
Если я сделаю свою работу и доставлю почту людям, то дядя Сэм не забудет про меня.
К сожалению, несмотря на его известность и обращение правительства штата Невада в 1869 году в Вашингтон о компенсации в размере 6000 долларов, Томпсону так и не заплатили. Не желая сдаваться, в 1872 году Снегоступ сам отправился в Вашингтон, чтобы добиться справедливого вознаграждения.
Герой статьи - Джон Томпсон по прозвищу "Snowshoe"
По дороге поезд застрял в сугробах. Томпсон был нетерпелив и схватив свой чемодан, он три дня пешком добирался до Шайена в Вайоминге, где сел на другой поезд, который доставил его в Вашингтон. Он стал первым человеком за две недели, приехавшим прямиком с Тихоокеанского побережья, и восточные газеты приветствовали его "как первого человека, который опередил Железного Коня на таком большом расстоянии."
Томпсон прожил шесть недель в Вашингтоне, ожидая пока комитет Конгресса примет решение по его запросу, но у него закончились деньги, и он был вынужден вернуться домой, прежде чем комитет рассмотрел его ходатайство. Он никого не обвинял, кроме себя за то, что ему не платили; понимая, что у него никогда не было официального почтового контракта с почтовой службой США.
Современный косплей Томпсона от Стива Хейла. Лицо чернилось углем, чтобы избежать снежной слепоты
Джон Томпсон скончался 15 мая 1876 года в возрасте 49 лет от аппендицита и был похоронен на кладбище города Генуя в Калифорнии. и. Почтмейстер города С.А. Кинси так писал о нем:
Самый замечательный человек, которого я знал, это Снегоступ Томпсон. Должно быть, он был сделан из железа. Кроме того, он никогда не думал о себе, но отдал бы свой последний вздох совершенно незнакомому человеку.
Через 116 лет после смерти Томпсону достался последний пинок от "благодарного" правительства.. К 200-летию образования Почтовой службы США Смитсоновскому институту не удалось включить Снегоступа Томпсона в свою экспозицию, потому что тот не имел официального контракта на доставку почты.
Однако, простые люди в Неваде помнят о нем и есть, как минимум три памятника, посвященные этому отважному человеку.
Свежие комментарии