На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Как была устроена дилижансная линия на Диком Западе

Поддержание сухопутного дилижансного сообщения от Миссури до Калифорнии, до того как материк пересекла Тихоокеанская железная дорога , требовало четкой организации и больших финансовых затрат. В почтово-пассажирском бизнесе были заняты тысячи людей и десятки тысяч тягловых животных, лошадей и мулов. Дилижансы требовалось чинить, лошадей менять, да и люди были не железными.

Одной из самых знаменитых дилижансных линий была "Holladay Overland Mail and Express" - Сухопутная почта и экспресс Холладея" под управлением Бенджамина Холладея, заслужившего прозвище "Король дилижансов". Линия была лидером пассажирского сообщения на дальнем западе США в 1862-1866 годах. На ее примере, мы и рассмотрим устройство дилижансной линии Дикого Запада.

Филиалы и дистанции

1200 миль линии (1931 км) протянулись от Атчисона в Миссури до Солт-Лейк-Сити в Юте. Примерно на каждые 50 миль (80,5 км) маршрута приходились базовые станции (home station), вокруг которых начинал расти небольшой поселок. Между "базами" были разбросаны маленькие вспомогательные станции (swing stations), где содержался тягловый скот.

Основная линия Holladay была разбита на два филиала, первый отвечал за маршрут от Атчисона до Денвера и второй от Денвера до Солт-Лейк-Сити. Филиалами управляли директора (Superintendent) с жалованием от 3 до 5 тыс.$ в год, в чьей зоне ответственности находилось по 600 миль (965 км) маршрута. В свою очередь разбитого на три дистанции по 200 миль (322 км), за которые отвечал агент дистанции (division agent).

Главный центральный маршрут дилижансной линии от Миссури до Калифорнии

Главный центральный маршрут дилижансной линии от Миссури до Калифорнии

Агент нанимал кучеров, станционных смотрителей, шорников, плотников, кузнецов и прочих сотрудников. Закупал фураж, который распределялся между различными станциями его подразделения.

Зарплата агента составляла 100 долларов в месяц. Холладей старался нанимать в качестве агентов только опытных и заслуживающих доверия мужчин, поскольку от их деятельности зависел высоких моральный дух работников всей дистанции.

Станции

На линии между Атчисоном и Солт-Лейк-Сити было девяносто три станции, со средним расстоянием между ними около 12,5 миль (20 км). Базовые станции у крупных поселений, например у Форта Кирни, состояли из офиса, столовой, склада, сарая, конюшни и хозяйственных построек. Здания были построены в основном из сосновых бревен, которые приходилось перевозить на расстояние более 160 км.

Вспомогательные станции обычно представлял собой одноэтажное, квадратное бревенчатое или глинобитное здание. В стенах были прорезаны узкие окна, а крыша, поддерживаемая грубым каркасом, была покрыта дерном. Обычно смотритель станции жил здесь один, хотя на нескольких станциях было по два человека, которые занимались содержанием свежей смены тягловых животных для дилижансов.

Дом в прерии из блоков дерна

Дом в прерии из блоков дерна

Свежие лошади содержались в большом сарае, вмещавший от тридцати до пятидесяти животных. Поскольку индейцы всегда были не прочь украсть быстрых лошадей с линии Холладея ( а покупал он только лучших животных), станция была защищена бруствером из дерна толщиной 60 см, с прорезанными в ней бойницами

Конюшня обычно была связана со станцией проходом из стен, сложенных их дерновых блоков, как указано выше. Промежуточные базовые станции были больше, чем вспомогательные и были построены из неотесанных бревен, в них как правило подавали еду пассажирам дилижанса.

Борьба со степным пожаром на станции Смоки-Хилл, линии Холладея, иллюстрация из Еженедельника Харпера

Борьба со степным пожаром на станции Смоки-Хилл, линии Холладея, иллюстрация из Еженедельника Харпера

Самыми важными базовыми станциями на главной линии были конечные пункты дистанций, Атчисон, Форт Керни, Денвер, Вирджиния Дейл, Норт-Платт (Форт) Стил), Грин-Ривер и Солт-Лейк-Сити. Все они имели ремонтные мастерские.

Кроме мастерской, каждая дистанция имела передвижную кузницу, оснащенную переносным горном, мехами, наковальней и кузнечными инструментами.Время от времени она посещала все станции участка для починки мелких поломок оборудования на станциях. Похожий, разъездной характер работы имели и шорники дистанции, которые чинили и приводили в порядок сменные комплекты упряжи.

Станция Грин-Ривер в Вайоминге

Станция Грин-Ривер в Вайоминге

Заработная плата кузнеца дистанции колебалась от 100 до 125 долларов в месяц. Шорники, слесари-ремонтники и плотники получали по 75 долларов в месяц.

Стоимость строительства станций менялась в зависимости от их близости к строевому лесу. Между Фортом Кирни и Денвером, а также между Солт-Лейк-Сити и точкой в ​​пятидесяти милях к западу от Денвера, древесина была в дефиците. Базовые станции между Юлсбургом и Денвером стоили, как минимум три тысячи долларов каждая, а Эльхорн к востоку от форта Кирни был оценен в две тысячи долларов.

Лошади, мулы и волы

Больше написано о дилижансах и их пассажирах, чем о животных, которые тянули свой тяжкий груз через непогоду по неровным дорогам Дикого Запада. На пассажирских перевозках линии Холладей использовалось 1700 лошадей и мулов. Холладей поручил своим агентам покупать только лучших животных и настаивал на том, чтобы о них хорошо заботились.

Животные в упряжке различались по весу и силе. Самые сильные и тяжелые животные были запряжены ближе к дилижансу, их вес составлял от 1000 до 1200 фунтов (453-544 кг). На равнинах они назывались колесными лошадьми или мулами (wheel-horses - коренная лошадь), а на горных маршрутах дышловыми (tongue-horses).

В упряжку подбирали животных одинаковой масти, преобладали гнедые и коричневые, хотя у Холладея было и несколько серо-белых упряжек. На дистанции Джорджтаун в Колорадо использовалась шестерка ослепительно белых лошадей, тащивших отлакированный дилижанс, они считались самой красивой командой на линии.

Самыми быстрыми считались, мулы Бенхэма, работавшие из Денвера. У них был конкурент - команда мулов серой пятнистой масти, заслужившие прозвище "сомы" (cat fish). Эта упряжка установила рекорд - пятнадцать миль за пятьдесят пять минут по дороге из Денвера в Голден. Еще одной быстрой упряжкой считалась команда из четырех серых лошадей, которую вел Баффало Билл к западу от форта Кирни.

Холладей регулярно использовал шесть тысяч лошадей и мулов для всех видов работ. Число увеличивалось во времена индейских беспорядков, когда станции, фураж и продукты, топливо и другое имущество были уничтожены и должны были быть заменены как можно скорее, чтобы возобновить сообщение.

Дилижансы часто ехали со скоростью восемь миль в час, а иногда десять или двенадцать (12,9 км /ч, 16 и 19,3 км/ч). У Холладея была веская причина иметь быстрых животных. Они должны были быть в состоянии опередить индийских пони, если бы на дилижанс напали, и в конце концов дорогая живая лошадь была дешевле, чем дешевая, но полная стрел.

Это была хорошая реклама и для линии, когда дилижансы въезжали в город энергичным галопом. О быстрых скакунах Холадея говорили даже в земле фараонов. Марк Твен написал об американце, путешествующем по Египту. Ему рассказали, что Моисею потребовалось сорок лет, чтобы провести за 300 миль племена Израиля от Египта до Земли Обетованной.

Янки не был впечатлен. Он сам пересек западную пустыню по пути в Калифорнию на суше. "Сорок лет?" сказал он, недоверчиво. "Всего триста миль?"

В период между 1862 и 1865 годами гражданская война вызвала большой спрос на мулов и лошадей, и Холладей был вынужден платить высокую цену за гужевой скот. Предполагается, что он инвестировал пятьсот тысяч долларов на покупку скота, используемого в его дилижансном бизнесе.

Хорошие лошади покупались за 175-250 долларов, а пони (под пони понимаются лошади, выросшие на свободном выпасе) стоили от 50 до 100 долларов. Мулы стоили от 100 до 200 долларов. Волы, используемые для перевозки тяжелых грузов, тоже были не дешевы.

В июле 1865 года в Атчисоне волы покупались за 160 - 170 долларов за одно пару, а позже цена выросла до 175-200 долларов. Однажды армия США в Форт-Кирни конфисковала 29 пар волов Холладея для собственного использования. Скот был оценен в 50-75 долларов за каждого вола.

Оборудование

Упряжка лошадей дилижанса, особенно на горных маршрутах, должна была иметь самый лучший набор упряжи. Холладей никогда не рисковал и выбирал все самое качественное, что мог предложить рынок. Обычно это был бренд "Hill", покупаемый в Конкорде, штат Нью-Гемпшир. Стоимость одного комплекта для четверки лошадей составляла от 110 до 150 долларов, плюс 5 долларов за доставку.

Оцените длину ремней упряжи для 6-ки лошадей

Оцените длину ремней упряжи для 6-ки лошадей

За время существование линии Холладей потратил не менее 55 000 долларов на покупку сбруи и упряжи. Большое количество комплектов запасных ремней для упряжи было необходимо и для вспомогательных грузовых перевозок.

В 1864 году Холладей нанял 15 тысяч человек, 20 тысяч фургонов и 150 тысяч животных, чтобы перевезти 100 миллионов фунтов груза (45 359 тонн) между рекой Миссури и Скалистыми горами. Фрахтовый сбор составлял семнадцать центов за фунт на каждые 100 миль пути, поэтому Холладей не упускал хорошую возможность подзаработать.

Кратко остановлюсь на описании дилижанса, т.к. этот объект достоин отдельной статьи. На линии Холладея на регулярной основе использовалось около 110 дилижансов. Он заказывал их у компании Abbot-Downing из Конкорда, штат Нью-Гемпшир, и они были лучшими в своем роде.

Новый дилижанс стоил от одной до полутора тысяч долларов. по мере необходимости Холладей обновлял свой транспортный парк, купив двадцать девять дилижансов в 1864 году, двенадцать в 1865 году и два в 1866 году.

Питание пассажиров

На громадном расстоянии от Атчинсона до Солт-Лейк-Сити еда, подаваемая пассажирам, отличалась, как по качеству, так и по разнообразию, от одной базовой станции до другой. Кроме поварского искусства, влияло время года и доступные для этой местности продукты, а в период индейских набегов еда вообще становилась дефицитом.

Хотя в зимние месяцы меню не блистало разнообразием, в станционной столовой Дикого Запада было большее разнообразие мясных блюд, чем в любом нынешнем ресторане. Для удовлетворения голода к вашим услугам были:

Говядина, ветчина, медвежатина, форель, мясо бизона и антилопы, индейка, лосятина, оленина, солонина, бекон и курица. Все это подавалось в зависимости от сезона. Вне времени были свежие/консервированные овощи, яйца, сливочное масло, молоко, сливки, консервированные и сушеные фрукты, сахар-сырец, пироги, соленые огурцы, хлеб и бисквит , чай и кофе.

Столовая в музее делижансной базовой станции Вальесито на линии Баттерфилда в Калифорнии

Столовая в музее делижансной базовой станции Вальесито на линии Баттерфилда в Калифорнии

Конечно, случались и жалобы на обслуживание и качество кухни. Холладей постоянно пытался улучшить сервис и качество кухни, но как это водится некоторые вещи были вне его сил и внимания. Сам Холладей любил покушать на станции "32-мильный Крик" у миссис Эмери.

Отличная хозяйка и повариха, она всегда старалась расстараться для мистера Холладея. После одного особенно вкусного завтрака с жареным беконом, кукурузными оладьями и кофе, Холладей бросил ей золотой самородок стоимостью двадцать долларов и велел оставить сдачу себе.

Цена за порцию еды на главной линии варьировалась от пятидесяти центов до двух долларов. Цена увеличивалась по мере удаления от цивилизации, от с востока на запад.

Талончик на разовое питания на одной из любых станций Холладея

Талончик на разовое питания на одной из любых станций Холладея

Экономные пассажиры часто носили с собой собственную еду. Однако, из-за отсутствия холодильника, из товарищи по путешествию часто вынуждены были терпеть неприятные запахи от таких продуктов, как сыр, соленная селедка и пр.

Прочие зависели от продуктовых возможностей базовых станций. На станциях, где располагался офис дистанций всегда было больше разнообразия, в то время как на отдаленных станциях свежих овощей, фруктов и молока было мало, и путешественники были вынуждены удовлетворяться жиденьким кофе, жареной солониной и сухарями.

Стоимость проезда

Стоимость проезда из-за больших затрат на эксплуатацию линии (более двух миллионов долларов в год) и ограниченной вместимости дилижансов всегда были очень высокими. Особенно цены скакали во время гражданской войны и индейских рейдов.

Примечательно, что Холладей существенно снизил свои ставки в 1866 году, когда индейская угроза на маршруте была практически устранена. Следующая таблица иллюстрирует порядок цен на 1 пассажирский билет в дилижансе в 1862-1866 годах.

Стоимость поездки из Атчисона в Денвер претерпела следующие изменения. В июне 1863 года она была увеличена с 75 до 125 долларов США, 18 августа 1865 года она была снижена со 175 до 100 долларов, но снова поднята 22 августа до 150 долларов.

На трудных, горных маршрутах цена возрастала в несколько раз по сравнению с главной линией. Стоимость проезда из Бойсе-Сити в Хелен-Сити (территория Монтаны) в 1865 году составляла 145 долларов. Бойсе-Сити находился на территории Айдахо, а Хелен-Сити находилась примерно в ста милях от Вирджинии-Сити, территория Монтаны.

Во второй половине 1866 года восточным конечным пунктом главной линии стал Форт Кирни, потому что до этого пункта протянулась Тихоокеанская железная дорога.

В это время стоимость проезда из форта Кирни составляла: 450 долларов в Неваду, 500 долларов в Калифорнию и около 500 долларов в пункты на территорию Айдахо и Монтана, 150 долларов в Денвер и 300 долларов в Солт-Лейк-Сити.

Рекламная заметка в газете о линии Холладея

Рекламная заметка в газете о линии Холладея

Плата за попутный проезд также была высока. Она равнялась от 12,5 до 15 центов за милю. Изучение таблиц тарифов показывает, что в 1862 году пассажир дилижанса платил чуть меньше девяти центов за милю на участке от Атчисона до Денвера, и почти двенадцать центов за милю от Денвера в направлении Калифорнии.

Тарифы 1862 года оставались в силе до мая 1863 года. Затем Холладей был вынужден поднять ставки из-за убытков от индейских набегов, и пассажиры платили около двадцати семи центов за милю, чтобы добраться из Атчисона в Денвер. Та же шкала действовала и в 1865 году.

Изменения экономических условий повлияли на стоимость поездки. В 1865 году цена на золото выросла в связи с обесцениванием валюты, и, кроме того, дилижансные линии сильно пострадали во время индейской войны прошлого года, а следовательно, цены на билеты выросли.

Пассажиры были вынуждены платить от 1 до 1,5 долларов за 1 фунт (0,453 кг) груза сверхнормативного багажа. Допустимый неоплачиваемый груз багажа равнялся 25 фунтам (11,33 кг) на одного пассажира, при условии,что это был не золотой песок, золотые слитки, монеты, банковские или казначейские билеты. Такса за перевоз ценного груза составляла 0,5% от стоимости.

Пассажирам, едущим в Калифорнию и Орегон, настоятельно рекомендовалось отправлять тяжелый багаж кораблем через Панамский перешеек.

Скорость

Независимо от того, какую цену заплатит пассажир за свой билет, он никогда не был уверен в скорейшем прибытии в пункт назначения. В то время, когда на дилижансы не нападали индейцы или грабители, они часто задерживались из-за погодных условий.

Проливные дожди и весенние оттепели поднимали уровень воды в ручьях и реках, и часто упряжкам приходилось переплывать через них, в то время как дилижансы, построенные таким образом, чтобы сохранять равновесие, плыли позади.

Снегопады и паводки задержали доставку всей почты с востока до Солт-Лейк-Сити с 23 марта по 4 апреля 1862 года. В декабре следующего года дилижансы стояли, пока равнины Канзаса и Небраски были покрыты глубоким снегом. Сильная снежная буря разрушила почтовую службу в феврале 1864 года. Один дилижанс смог проехать не более восьми миль от Солт-Лейк-Сити и был вынужден вернуться.

После установления постоянного графика и обслуживания наибольшие скорости развивались между Атчисоном и Фортом Кирни, где были открытые прерии и минимум подъемов. От Форта Кирни до Денвера скорость замедлялась, для маршрута были характерны песчаные дороги и крутые холмы.

Осенью 1863 года дилижанс прошел 653 мили (1053 км) от Денвера до Атчисона за пять дней и восемь часов, делая в среднем 4,5 (7,24 км) мили в час, включая остановки. Еще один дилижанс Холладея с двенадцатью пассажирами и пятью сотнями фунтов почты прошел 14 миль (22,53 км) за 52 минуты от Биг Сэнди до станции Томпсона на юге территории Небраска. В июле 1865 года дилижанс прошел 530 миль (853 км) между Атчисоном и Джулсбургом за четыре дня, пять часов и сорок пять минут.

Почта

Дилижанс перевозил почту для всех обычных почтовых отделений. Там, где поблизости не было отделений, почту доставляли на армейские посты. В 1865 году на главной линии находились восемнадцать почтовых отделений.

На станциях линии дилижанса располагались и телеграфные посты. В 1865 году в восточном филиале существовали телеграфные бюро в Форт-Кирни, Плам-Крик, Коттон-Вуд, Джулсбурге, Джанкшен, Ливинг-Спрингс и Денвере. В западном филиале телеграф был в Форт Ларами, Свитуотер и вФорк- Хэм.

Быт станций

Жизнь станционного смотрителя на вспомогательной станции была скучна и одинока. Его единственным развлечением было чтение старых журналов и газет. Когда дилижансы делали остановку на его станции, он, как говорят, предлагал где-то от двадцати пяти центов до одного доллара за старые выпуски «Еженедельника Харпера», «Еженедельника Лесли» или какой-нибудь грошовый роман.

Один смотритель, описанный проезжим, как неопрятный и загорелый, предложил доллар за любую газету не старше 10 дней, т.к. он был лишен чтения прессы в течении одной долгой недели.

Жизнь на базовых станциях была менее однообразной, чем на вспомогательных. В дополнение к ежедневному прибытию и отправлению дилижансов, на станции шла обычная жизнь общины людей, сделавших ее своим местом работы и домом.

По воскресеньям на станции устраивались танцы. Мужчины и женщины со всей округи часто проезжали 50 миль в фургоне или верхом,чтобы попасть на веселье. Скрипка, банджо были обычными инструментами маленького сельского оркестра, но встречалась и "экзотика". В форте Бриджер было пианино, которое привезли из Нью-Йорка за 2500 миль, половину этого расстояния инструмент проехал в фургоне.

Кучер и курьер

В конце статьи, нельзя не упомянуть две самые заметные фигуры дилижансного сообщения, которые в буквальном смысле возвышались над всеми остальными работниками линии Холладея. Конечно же это кучер и его напарник курьер, отвечающий за экспресс-почту.

Для регулярного сообщения по 1200-мильной линии Холладея требовалось иметь не менее 75 кучеров. Длительность поездки кучера определялась расстоянием между базовыми станциями , т.е. 50-60 миль, Зарплата колебалась от 75 до 100 долларов в месяц. Когда на тропу войны выходили индейцы, то кучерам полагалась надбавка за страх, тогда их ежемесячное жалование доходило до 200 долларов в месяц.

Кучер полностью осознавал свою значительную роль в транспортном бизнесе. Умело управляя упряжкой лошадей из своего качающегося трона, он чувствовал себя королем, и Холладей одел его по королевски. Формой кучеру служило широкополое сомбреро, вельветовый костюм, отделанный бархатом и сапоги на высоких каблуках.

Главным инструментом кучера был его любимый 9-ти футовый кнут (2,74 м) из сыромятной кожи, рукоятка которого обычно украшалась серебряной проволокой. Мастер «Йеху», как часто называли кучера, ехал в царственной тишине, подстегивая лошадей и отгоняя с дороги медленные воловьи упряжки:

Отгребай с дороги. Уйти с пути, бычья упряжка!

Так он будет кричать, пока, наконец, победоносно не проедет мимо со скоростью 10 миль (16 км) в час. Возможно к концу маршрута его упряжка будет еле передвигать ноги, но он будет стегать животных, чтобы создать при въезде на станцию эффект впечатляющей скорости.

Рядом с кучером сидел вооруженный курьер. Эта была важная должность, один курьер полагался на 250 миль маршрута.и ему платили 61,5 доллара в месяц. Он зорко всматривался в местность, выискивая возможные признаки бандитов или враждебных индейцев, охраняя экспресс-почту (деньги, золото и ценные бумаги).

Курьер работал вахтовым методом, Через каждые три недели он отдыхал 9 дней,чтобы быть готовым к следующей поездке, которая могла продлится 6 дней и ночей, когда ему приходилось сохранять нервное напряжение охраны ценностей.

По мере того как на западе увеличивалась добыча серебра и золота, увеличивалась стоимость перевозимого в дилижансах груза, пропорционально которому росло количество грабителей. Некоторые из них были бывшими работниками линии.

В этих обстоятельствах на должность курьера необходимо было нанимать серьезных, уравновешенных людей, которым можно было полностью доверять. Кроме охраны экспресс-почты на обычных дилижансах, курьеры сопровождали экспресс-дилижансы, предназначенные исключительно для перевозки ценностей.

Источник - Ben Holladay, the stage coach king; Frederick, J. V. (James Vincent).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх