Как мы писали в первой части нашего обзора, инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейрообразования, в котором рассматриваются технологии, продукты и услуги на этом рынке в России и за рубежом, а также анализируется сам рынок, его потенциал, ключевые тренды на рынке и барьеры для его развития. Полную версию отчета можно скачать по ссылке. Однако помимо отчета, ИЦ «Нейронет» подготовил стратегию развития рынка, которую можно скачать по той же ссылке. Давайте ознакомимся с предлагаемыми мерами!

Но для начала – напомним основные положения отчета. Несмотря на то, что рынок технологий, связанных с нейрообразованием в России достаточно велик (более 140 миллиардов рублей на 2021 год), собственно «нейро» в нем не очень много. Согласно аналитическому отчету инфраструктурного центра «Нейронет», проведенному на базе Фонда развития Физтех-Школ, объем отечественного рынка нейрообразования составляет 3,213 миллиардов рублей. И – если все положения стратегии реализуются, то рост его к 2030 году будет не космическим – он должен достичь 6 миллиардов рублей. Что тоже неплохо, конечно.
Авторы полагают, что сегодня одними из главных барьеров развития рынка нейрообразования являются системные барьеры. Они проявляются в отсутствии единого подхода участников к продвижению и развитию рынка, а также недостаточной кооперации внутри индустрии.
К другим факторам, препятствующим развитию рынка в России, относятся:
- Ухудшение инвестиционного климата и сокращение финансирования проектов;
- Нехватка квалифицированных специалистов;
- Нехватка технического оснащения;
- Макроэкономическая нестабильность;
- Ухудшение межстрановой коммуникации;
- Малая осведомленность потребителей о нейротехнологиях и получаемых от них выгод.
Соответственно, комплексные проблемы предполагают и комплексное их решение.
Авторы стратегии видят три стратегические цели развития рынка нейрообразования:
- Стимулирование спроса на нейротехнологические решения со стороны ключевых групп потребителей (B2B, B2C и B2G сегментов – бизнес, граждане и государство);
- Формирование и развитие конкурентоспособности российских компаний сферы нейрообразования на глобальном рынке (в том числе при помощи реализации кадрового, производственного и инвестиционного потенциалов рынка);
- Оптимизация механизмов коммуникации регуляторных органов и профессионального сообщества рынка нейрообразования.
Какие же основные меры помогут достичь этих целей?
Авторы предлагают несколько классов мероприятий (цитируем):
- Проведение ряда выставочных (демонстрационных) мероприятий, которые способствуют осведомленности конечных потребителей (учреждений образования, частных образовательных инициатив, корпоративного сегмента, государственного сектора) о выгодах применения нейрорешений в образовании;
- Внедрение нейротехнологий в образовательную систему (от школ до вузов, включая курсы переподготовки кадров);
- Формирование и оптимизация нормативно-правовой базы для обеспечения безопасного использования нейротехнологических решений в образовании;
- Актуализация существующего образовательного законодательства;
- Решение этических вопросов нейрообразовательного сегмента путем создания специализированного нормативно-правового регулирования;
- Освещение работы инфраструктурных центров НТИ профессионально-академическому сообществу, компаниям рынка, регуляторным органам;
- Проведение ряда мероприятий, которые направлены на популяризацию и продвижение продуктов, технологий и услуг рынка нейрообразования среди ключевых групп потребителей (учреждения образования, частные образовательные инициативы, корпоративный сегмент, государственный сектор);
- Проведение образовательно-просветительских мероприятий (мастер-классы, хакатоны и выставки), направленных на демонстрацию ключевых продуктов и технологий рынка нейрообразования в региональных центрах.
От себя добавим, что редакция портала считает, что помимо этого нужна широкая популяризация знаний о мозге вообще – не только специфически-нейрообразовательная и нейротехнологическая, но и фундаментальная. Именно такие основы знаний о мозге, ставшие частью общих знания позволят легче развивать любую нейротематику и избежать многих ошибок, которые делают те, кто начинает свой путь в нейрообразовании и нейротехнологиях. Помимо этого, мы считаем, что в российском научном и образовательном сообществе необходима широкая научная дискуссия о сути и возможностях нейрообразования, которая уже давно идет в мировой науке.
Текст: Алексей Паевский
Свежие комментарии