На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как использовали первые бронепоезда

Первая железная дорога, ориентированная на пассажирские перевозки, была построена в Англии в 1807 году. Правда, ее появление сначала никакого фурора не вызвало, поскольку потребовалось некоторое время на доводку локомотивного парка – первые паровозы не отличались надежностью, а лошадиная тяга мало чего меняла в транспорте.

Но, как только появился вполне работающий локомотив, поезда заинтересовали военных.

Большинство вояк рассматривали железную дорогу как средство быстрой переброски армейских частей и организации их снабжения. А вот многомудрые французы посмотрели на проблему под иным углом и в 1826 году предложили проект бронированного поезда (по русской терминологии – блиндированного). Разработку сочли любопытной и не лишенной здравого зерна, после чего отправили на полку.

Бронепоезд армии Союза с портами для арт. орудий и позициями для стрелков. Иллюстратор: Peter Dennis

Бронепоезд армии Союза с портами для арт. орудий и позициями для стрелков. Иллюстратор: Peter Dennis

В 1848 году венгры, осаждая Вену, от нищеты придумали укреплять железнодорожные вагоны канатами и мешками с песком и использовать их как мобильные стрелковые ячейки. И этот случай можно считать первым практическим выполнением старой французской идеи. Хотя для полноценного бронепоезда венграм все же не хватало артиллерийской составляющей (хотя кто-то из историков говорит, что малокалиберная полевая пушечка там все же присутствовала).

Впервые поезд вооружили артиллерией во время гражданской войны в Америке. И воплотил эту идею в жизнь наш соотечественник, воевавший на стороне северян – полковник Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бейзил Турчин). Он озаботился участившимися на железной дороге диверсиями южан, и для охраны магистралей создал особый поезд, который состоял из паровоза и пары открытых платформ, на которые для защиты стрелков навалили мешков с песком и установили "наполеона" - самую распространенную полевую пушку того периода.

Для защиты расчета также использовали тюки с хлопком. Иллюстратор: Peter Dennis

Для защиты расчета также использовали тюки с хлопком. Иллюстратор: Peter Dennis

Первый опыт оказался настолько удачным, что вскоре чудо-поезд стали привлекать не только для охраны путей, но и для набегов на вражескую территорию. На которых новое чудо-оружие производило опустошение в рядах конфедератов. Неудивительно, что подражание появилось и по другую сторону фронта. Причем южный вариант оказался технически совершеннее.

В 1862 году генерал Ли, охраняя округу Ричмонда, вдруг решил, что его противник Макклеллан имеет в своем распоряжение новейшую модель блиндированного поезда, который использует как главный козырь в предстоящем противостоянии. И отдал приказ изготовить противоядие – такой же поезд, только лучше и красивее. А поскольку совсем недавно броненосец "Виржиния", бывший когда-то "Мерримаком", совсем недурно показал себя в бою, то решили строить, широко применяя флотские наработки. Да и имя подходящее, связанное с битвой на рейде Хэмптон-Роудс, освободилось. Так появился "Сухопутный Мерримак".

С открытой и частично бронированной позицией. Иллюстратор: Peter Dennis

С открытой и частично бронированной позицией. Иллюстратор: Peter Dennis

За основу взяли 4-х осную платформу. Добавлять колесные тележки не стали, поскольку опасались, что возникнут сложности с прохождением кривых. На платформу установили 32-фунтовую (15-дюймовую) нарезную пушку Брука, взятую в морском арсенале. Этот монстр отличался мощью, но стрелял крайне медленно из-за традиционного несовершенного способа зарядки – со стороны дульного среза. Между тем пушку собирались использовать не для стрельбы с закрытых позиций, а в качестве средства поддержки пехоты непосредственно на поле боя. И потому решили защитить расчет от ружейного и артиллерийского огня.

На платформе соорудили подобие корабельного борта – наклонную конструкцию из дубового бруса в 457 мм толщиной. Которая явно была ориентирована на рикошет. Вдобавок дерево прикрыли несколькими слоями броневой стали общей толщиной чуть менее 300 мм. Получилась прикрытая с боков и спереди броневая рубка, открытая сверху и сзади – для вентиляции и улучшения условий работы расчета.

Бронепоезд конфедератов "Land Merrimack". Иллюстратор: Peter Dennis

Бронепоезд конфедератов "Land Merrimack". Иллюстратор: Peter Dennis

Это сооружение весило чрезвычайно много – около 60 тонн. К слову, тогдашний паровоз, толкавший эту махину, имел массу втрое меньшую. Поэтому подвижность сцепки обещала желать лучшего. И для защиты от фланговых атак, паровоз с платформой дополнили несколькими грузовыми платформами, одну из которых защитили хлопковыми тюками, позволявшими укрываться отборным стрелкам-снайперам. Остальные дополнительные платформы служили для перевозки боеприпасов к орудию.

Оказалось, что сухопутный расчет не справляется с морским орудием, которое требуется обслуживать в тесноте. И потому для решения проблемы привлеки моряков, имеющих нужный навык. Вообще, эта пушка из-за конструктивных особенностей носителя имела ограниченные углы горизонтальной наводки, отчего предпочитала выбирать позицию на участке пути с выраженной кривизной. Ну а мощная отдача орудия гасилась системой тросовых креплений (как и на кораблях, собственно) и колесным ходом, который тут оказался как нельзя кстати, поскольку заметно снижал нагрузку на конструкцию. Правда, четырех осей все же оказалось недостаточно, поскольку сооружение создавало сложности эксплуатационного характера.

1 из 2
Сухопутный Мерримак на фото 1862 года. Источник: Библиотека Конгресса (loc.gov)

Боевое крещение бронепоезд принял у станции Сейвидж, где от его огня погибло порядка 100 солдат янки и 30 лошадей. По итогам боя, поддержанного "Мерримаком", северяне отступили, бросив даже госпиталь, в котором находилось 2500 раненых. Ну а бронепоезд решили модернизировать, облегчив защиту и сняв боковые стенки. Непосредственно на прямой наводке его с тех пор не применяли, а использовали как орудийную платформу, работающую из глубины позиции.

Северяне подобных тяжеловесов не собирали, но идею эксплуатировали регулярно. Самый известный случай – осада Питерсберга, когда все тот же Турчин поставил 13-дюймовые мортиры на железнодорожный ход и палил из них по городу, досаждая конфедератам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх