Утонченная, аристократичная. Совершенно "не советская", выражавшая чувства возвышенным, архаичным языком. Белла Ахмадулина - неповторимая, незабываемая поэтесса, любимая миллионами читателей. И... мать, совершенно не соответствующая представлениям обывателей об идеале родителя.
"Без нее шестидесятые были бы тощее, костистее. Она была мягкой тканью, плотью женской", - говорил об Ахмадулиной писатель Виктор Ерофеев. Он, как и многие другие мужчины, был без ума от харизматичной женщины, одаренной и такой возвышенной.
В обычной жизни Белла, увлеченная эмоциями и творчеством, была совершенно не практична, не обращала внимания на быт, порой перебарщивала с алкоголем, смело экспериментировала в интимном.
То, что давало пищу великолепным стихам, было несовместимо с традиционной ролью жены и матери. Тем не менее, у Беллы Ахмадулиной были две дочери, которые, вспоминая о маме, находят слова любви и благодарности.
Анна Ахмадулина (Нагибина)
В первом браке, с поэтом Евгением Евтушенко, у Беллы Ахмадулиной детей не появилось. Не было их и за 7 лет последующего брака с писателем Юрием Нагибиным. Как позднее уверяла Алла Григорьевна Нагибина, последняя жена известного прозаика и сценариста, детей Юрий Маркович не хотел и не понимал.
Тем не менее, пытаясь сохранить рушащийся брак, Белла Ахатовна вместе с подругой Галиной Семеновной Сокол (которая после нее стала супругой Евтушенко) отправилась в детский дом. Через знакомую, работавшую директором учреждения, подруги, сведя к минимуму бюрократию, оформили усыновление: Галина взяла мальчика Петю (он стал старшим сыном Евтушенко), Белла - девочку Аню.
Так, в августе 1968 года, за два месяца до окончательного развода с Нагибиным, в жизни Ахмадулиной появилась дочь.
Аня была совсем крошечной, и долгое время не знала своего истинного происхождения. Оформляя документы, поэтесса записала девочку Юрьевной, но дала ей свою фамилию. Юрий Нагибин, хоть и развелся с Ахмадулиной, продолжал общаться и с бывшей женой, и с появившейся в его биографии дочерью. Помогал финансово, обеспечил квартирой.
Воспитанием девочки в основном занимались бабушка (мама Беллы Ахатовны) и няня (домработница). Мама появлялась редко, но ярко, устраивая незабываемые праздники.
В 1974-м, выйдя замуж в четвертый раз, за художника Бориса Мессерера, Ахмадулина свела общение со своими детьми почти на нет.
Спустя несколько лет, уже подростком, Анна узнала о том, что она - приемный ребенок. Это окончательно рассорило ее с матерью: девушка ушла из дома, предпочтя самостоятельно строить свою жизнь.
С тех пор прошло много лет. Анна Юрьевна Ахмадулина (Нагибина) избегает общения с прессой, отказываясь возвращаться в прошлое. Редким исключением стало участие в фильме-воспоминании "А напоследок я скажу...", снятом Первым каналом в 2012 году к 75-летию Беллы Ахмадулиной.
Реализуя свой природный дар (Аня с детства хорошо рисовала, училась в художественной школе), она окончила Полиграфический институт и стала иллюстратором.
Сведений о ее личной жизни в открытом доступе не находится. Хотя особенно настойчивые поклонники творчества Беллы Ахмадулиной находят с ней контакт.
Елизавета Кулиева
Елизавета появилась на свет в 1973 году, в браке Беллы Ахмадулиной с Эльдаром Кулиевым. Большинство источников утверждает, что Лиза - родная дочь поэтессы. Но есть и иное мнение: якобы, после аборта, сделанного еще в союзе с Евтушенко, Ахмадулина не могла иметь детей, и вторая девочка также была приемной. Однако никаких документальных подтверждений этой версии нет - ни в подтверждение, ни в опровержение.
Так или иначе, но после скорого расставания с молодым мужем (Эльдар Кулиев был младше Ахмадулиной на 17 лет) поэтесса оставила обеих девочек - уже подросшую Анну и совсем маленькую Лизу - на попечение своей маме и няне, а сама окунулась с головой в новое замужество. В богемной жизни художественной мастерской Мессерера не было места маленьким девочкам.
По воспоминаниям Елизаветы, мама появлялась на выходные и в летние каникулы. Всякий раз - как фейерверк, устраивая торжество с тортом и весельем.
И в литераторском доме, где была квартира, приобретенная Нагибиным, и на даче в писательском поселке Переделкино девочек окружали люди, чьи имена сегодня стали легендами. Вместе с мамой в их доме появлялись Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко. Поэты, художники, музыканты - тогда именно эти люди считались элитой.
Обе девочки бывали и на многочисленных концертах, где их мама читала стихи. (В романтичные советские шестидесятые поэты легко собирали полные залы. Студенты, интеллигенция в любой ситуации могли процитировать строки Ахмадулиной, Рождественского, Евтушенко, Вознесенского, назубок знали песни Окуджавы, Высоцкого.) Посторонние люди, оказывавшиеся рядом, рано объяснили сестрам, что их мама - великая. А дочери, как свойственно детям, быстро научились разделять "маму" и "гениального поэта".
Став взрослее, Лиза, как и Анна, отошла от матери. С отцом она также почти не общалась, но сблизилась с дедом, балкарским поэтом и журналистом Кайсыном Кулиевым.
Отношения с мамой удалось восстановить лишь когда она совсем разболелась, практически ослепла и нуждалась в уходе. Елизавета с мужем забрали Беллу Ахатовну в свой дом, окружив заботой.
Спустя годы, рассказывая о маме в интервью, Елизавета с нежностью говорила о том, что мама, по сути, всегда оставалась ребенком - жизнелюбивым, доверчивым, наивным. И дочерей своих любила - "кроткой любовью", исключающей спекуляцию славой родителя и воспитывающей самостоятельность. "Для нее неприемлемы были любое давление, ограничение свободы. Излишней опеки она избегала, воспринимая как однозначное зло", - объясняет мотивы отстранения матери Лиза.
Елизавета пошла по стопам матери и окончила Литературный институт. Написала несколько детских книг, опубликовала воспоминания о маме, затем переключилась на рекламу. "Реклама - это самое позитивное, что сейчас показывают по телевизору" - с юмором объясняла Елизавета свой выбор.
Елизавета Кулиева вместе с мужем Владимиром воспитывает дочь.
Алена Ахмадулина
А вот модный российский дизайнер одежды и фотомодель Алена Ахмадулина, родившаяся в 1978 году в Ленинградской области, никакого отношения к семье поэтессы не имеет.
Хотя ей приписывали родство, называя иногда "дочерью Беллы Ахмадулиной", на самом деле девушка лишь однофамилица поэтессы.
Свежие комментарии