«Золотой век пиратства», как правило, ограничивают буквально неполным столетием — с 1650-х до 1730-х годов. В этот период колониальные державы рубились друг с другом, допуская при этом существование крупных пиратских «организаций».
Однако, сами правители метрополий и местные чиновники были не прочь поддержать морских разбойников, выдавая «сорвиголовам» каперские грамоты.
Это была довольно древняя «мировая практика»: само понятие «капер» появилось во времена дремучего Средневековья, задолго до «Золотого века пиратов». При этом статус их оставался спорным. Мы знаме о довольно успешных карьерах Фрэнсиса Дрейка, Хайреддина Барбароссы, Генри Моргана, в конце концов!
Генри Морган, гроза испанцев, капер, который смог.
Последний был самым настоящим отморозком, грабившим и уничтожавшим целые города! Но... это были «вражеские города», в том и суть. Поэтому Генри Морган стал в Лондоне чуть ли не наицональным героем, а потом, после «постановочного суда», в котором решили, что «пацан просто к успеху шел», превратился... в губернатора Ямайки! Забавно, что под конец жизни Морган мочил тех самых особо ретивых «пиратов», наводя в регионе порядок именем короля.
Каперов можно назвать «рисковыми бизнесменами» на службе у государства. При этом, подобная служба защищала далеко не всегда: капер не был застрахован от «сменяемости властных интересов». Так, «не повезло» Уолтеру Рэли. Талантливый мореход, историк, поэт, государственный деятель, «любимчик» королевы Елизаветы и вполне себе рыцарь.
А закончил вот так.
А вот при следующем правителе, Якове I, Рэли ждали позорные суды, долгое заключение, неудачная экспедиция и... казнь.
По мнению многих исследователей, жертвой внутриполитических разборок стал и знаменитый капер Уильям Кидд, которого обвинили в «превышении полномочий» и казнили. Кстати, уже в наши дни шотландского пирата/капера... попытались оправдать в британском суде. Мол, никакой он не преступник, но лишь честный слуга государства.
В общем, «от каперства до пиратства» — один шаг. Пират вполне мог стать капером, капер — оказаться «вне закона» (или просто у «больших шишек» наверху очередная война закончилась) и податься в пираты. Порой это приводило к настоящему бардаку. Не зря законы в то время был столь суровыми: пиратом можео было считать во многих регионах чуть ли не каждого второго. Но на пути у сурового закона была проблема:
Капитан Уильям Кидд, которому тоже «не повезло».
«Попытки следственных властей, заподозривших судно в грабеже, установить, капер это или пират, часто заходили в тупик. Дело в том, что любой здравомыслящий пират старался раздобыть для себя такое «отпущение грехов» и, обезопасившись с его помощью, действовал безбоязненно...» (с) Д.Н. Копелев. Золотая эпоха морского разбоя: пираты, флибустьеры, корсары.
Сам бизнес получил широкое распространение именно в период морских колониальных разборок, когда у европейских империй была важная задача: перерезать торговые пути противника.
Каперские суда сами по себе были «рисковыми»: куча народа, много парусов, низкий корпус.
Каперские суда редко представляли собой грозную силу в открытом бою, но зато являлись настоящим кошмаром для торговых судов и тылов противника. По мнению военно-морского теоретика Альфреда Тайера Мэхэна, каперство могло помочь основным целям войны, но лишь в «ограниченном формате».
По сути каперы представляли собой «ЧВК Нового времени», ориентированные на извлечение прибыли. Их набеговая тактика часто предполагала отсутствие боя как такового и запугивание противника. Сказывался и дилетантский подход к военному делу, и «бюджетные ограничения». Впрочем, деятельность тех же Дрейка или Моргана никак нельзя назвать «бесполезной».
«Как только начиналась новая война, разбойничьи суда устремлялись на военные базы воюющих стран, и главари бандитских шаек, не обременяя себя излишними размышлениями, вступали в договор с местным губернатором и становились добровольцами на службе у какого-нибудь европейского монарха...» (с) Д.Н. Копелев. Золотая эпоха морского разбоя: пираты, флибустьеры, корсары.
Вот в «Черных парусах» все эти разборки между колониальной властью, каперами, местным управлением, бизнесом и просто отморозками-пиратами показаны очень здорово. Может, кто посоветует какой-нибудь годный фильм/сериал про пиратов?
В конце концов, такого рода «бизнес» стал очень уж обременительным для великих держав. И все же, каперы «продержались» довольно долго, пережив собственно сам «Золотой век пиратства». Каперские суда были у конфедератов в период Гражданской войны в США, применялись и в период Второй тихоокеанской войны 1879—1884 гг. (Чили против Боливии и Перу). Однако в Европе каперство исчезло уже к середине девятнадцатого века...
Свежие комментарии