На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

ДЕТИ ИЛЬИ РЕПИНА — КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ПОТОМКОВ ХУДОЖНИКА

Гениальный художник, умевший на своих полотнах изображать не только красоту окружающего мира, но и ситуации «на злобу дня», отражающие реальную непростую жизнь, был женат дважды. Все четверо его детей родились в первом браке, продлившемся 15 лет.

 

Илья Ефимович Репин. Автор портрета: Юрий Репин.Илья Ефимович Репин. Автор портрета: Юрий Репин.

 

Семья Ильи РепинаИлья Ефимович Репин с супругой Верой Алексеевной и детьми Верой, Надеждой и Юрием.

 

Илья Репин с детьми.Илья Ефимович Репин со всеми детьми.
Супругой Ильи Ефимовича в феврале 1872 года стала Вера Шевцова, дочь академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова. Старший брат девушки Александр был товарищем Репина по рисовальной школе. Друзья часто собирались в доме Шевцовых, на этих встречах присутствовала и Вера, очаровательная в свои 16 лет.

Однако счастливым брак не стал. С одной стороны, Вера была «идеальной женой»: рожала детей, обустраивала быт, долгое время терпеливо воспринимала увлечения супруга на стороне. Она смирялась с его открытым характером, принимала в доме многочисленных гостей. Однако сама редко принимала участие в дружеских посиделках, предпочитая уединяться в дальних комнатах. Часть исследователей считает, что Репину такое поведение жены было удобно. Другие уверены, что это было исключительно отражением характера Веры Алексеевны: она смиренно подавала закуски и чай, но не проявляла интереса к беседам посетителей. К примеру, Корней Чуковский, близко знавший семью Репиных, воспринимал эту черту хозяйки как «некультурность». По мнению писателя, именно недостаток интереса к творчеству и личности Ильи Ефимовича послужил причиной развода.

Вторая версия кажется более верной, если учесть, что подросших дочерей (лет с 13) Илья Репин с удовольствием вовлекал в беседы с гостями. Благодаря этому в круге общения девочек было немало знаменитостей того времени.

 

Вера Алексеевна Шевцова, портрет кисти И.Е. Репина.Вера Алексеевна Шевцова, портрет кисти И.Е. Репина.

 

На отдыхе. Портрет В.А. Репиной, жены художника.На отдыхе. Портрет В.А. Репиной, жены художника.

 

Портрет жены Веры, 1878. Илья Репин.Портрет жены Веры, 1878. Илья Репин.
Расставшись в 1887 году, супруги поделили детей: старшие дочери остались с отцом, сын и младшая дочь уехали с матерью. Вера Алексеевна с младшими детьми жила в основном в Петербурге, на лето переезжая в имение Здравнево, принадлежавшее Репину. Художник постоянно переписывался с близкими, помогал им финансово, всегда был в курсе значимых событий.

Позднее, уже после смерти матери в декабре 1917 года, повзрослевшие дети объединились в отцовском имении Пенаты (в ставшем после революции финском Куоккале).

ВЕРА ИЛЬИНИЧНА

Старшая дочь Вера появилась на свет осенью 1872 года. С первых дней и до последнего вздоха она оставалась любимицей отца. Многие отмечали, что Илья Ефимович стремится удовлетворить любой каприз непоседливой «стрекозы», идет навстречу каждому желанию дочери.

Племянница художника со стороны жены Людмила Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил её более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, весёлая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Своё, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал».

Возможно, именно это сыграло злую шутку в судьбе Веры. Став взрослой, она сохранила склонность к капризам и уверенность в том, что все вокруг должны исполнять ее прихоти.

 

Стрекоза. Портрет Веры Репиной кисти отца.Стрекоза. Портрет Веры Репиной кисти отца.

 

Вера Ильинична РепинаВера Ильинична Репина.

 

Вера с осенним букетом. Портрет кисти Ильи Репина.Вера с осенним букетом. Портрет кисти Ильи Репина.
Вера выбрала для себя профессию драматической актрисы, служила в Александринском театре. Однако на сцене не блистала, хоть и обладала явным талантом. Причиной неудачной карьеры современники считали непривлекательную внешность и, в первую очередь, вздорный характер.

В 1922 году Вера Ильинична вернулась к отцу в Пенаты, после революции 1917-го оказавшиеся на территории Финляндии. Она взяла на себя все бытовые заботы и очень постаралась, чтобы отец никогда не вернулся в новую Россию — вопреки уговорам многочисленных друзей, учеников и даже приглашению властей.

Вера Репина никогда не выходила замуж. Не сохранилось воспоминаний даже о мимолетных ее влюбленностях и отношениях. Собственно, не осталось даже каких-либо лестных отзывов о любимице художника — ни со стороны мужчин, ни со стороны знавших ее женщин.

После смерти отца Вера перебралась в Хельсинки, к брату Юрию. В столице Финляндии она прожила до 1948 года.

НАДЕЖДА ИЛЬИНИЧНА

Надя родилась спустя 2 года после Веры, в 1874-м. Отец отмечал трудоспособность подросшей дочери и склонность к «эмансипации».

Стремясь к самостоятельности, Надя выбрала для себя путь в медицину. Первым шагом на этом пути стало обучение на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге.

После обучения девушка сперва проходила практику в Полтавской губернии, затем работала в земских больницах Петербурга. Беспрекословно выполняла самую тяжелую работу, удивляя окружающих выносливостью.

 

Надя в детстве. Портрет, написанный отцом.Надя в детстве. Портрет, написанный отцом.

 

Надежда Репина, портрет работы Ильи Репина.Надежда Репина, портрет работы Ильи Репина.

 

Надежда Репина в охотничьем костюме. И.Е. Репин.Надежда Репина в охотничьем костюме. И.Е. Репин.
Увы, судьба Надежды Репиной оказалась печальна. Начало ее работы совпало с эпидемией тифа. Насмотревшись на мучения больных, впечатлительная девушка в начале 1910-х вернулась в дом отца с помутившимся рассудком. Никакие усилия близких не смогли вывести Надежду Ильиничну из состояния нервного расстройства. Она молчала, не реагировала на попытки общения с ней, почти не покидала своей комнаты.

Надежда ушла из жизни вслед за отцом, в 1931 году. Угасла, так никогда и не раскрывшись.

ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ИЛЬИЧ

Единственный сын художника родился в 1877 году. При крещении мальчика нарекли Георгием, но в семье всегда называли Юрием.

Проблемы со здоровьем спровоцировали отставание в учебе от сверстников. Развод родителей и разлука с отцом явно не улучшили самочувствия мальчика. Школу он в итоге так и не окончил.

 

Портрет сына работы И.Е. Репина.Портрет сына работы И.Е. Репина.

 

Портрет Юрия Репина, написанный отцом в 1894 году.Портрет Юрия Репина, написанный отцом в 1894 году.
Следуя примеру отца, Юрий стал художником. Легко усвоив домашние уроки рисования и живописи, он продолжил обучение в художественной школе княгини Тенишевой и Академии художеств в Петербурге, где преподавал Илья Репин.

С 1903 года картины Юрия Репина на равных с другими выставляются на выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

Те, кто рассматривал его работы сами по себе, признавали очевидный талант. Те, кто сравнивал с гениальными полотнами Репина-старшего, обличали сына в бездарности.

Истина, вероятно, была где-то посередине. Но и сам Юрий находился под гнетом постоянного сравнения с отцом. Все слова поддержки, которые стремился найти Илья Ефимович, оценивая творчество сына, тот воспринимал скорее как проявление жалости к себе. Итогом становились бесконечные размолвки, продолжительные периоды молчания — Юрий мрачнел, замыкался в себе, уединялся, отказывался от встреч с родителем.

Тем не менее, Юрий с супругой поселились по соседству с отцовским имением Пенаты. Юрий Ильич пишет на заказ иконы и портреты, преподает рисование в открытой им в Куоккале частной детской рисовальной школе.

Избранницей Юрия Ильича стала простая женщина Прасковья Андреева. Илья Ефимович выбора сына не одобрял (Прасковья была племянницей его прислуги), но смирился и не противодействовал их жизни. Как прежде появлению своих детей, радовался рождению внуков — Гая (Георгия) в 1906-м и спустя год Дия (Дмитрия).

 

Жена художника с сыновьями. Картина Юрия Репина.Жена художника с сыновьями. Картина Юрия Репина.

 

Юрий Репин с супругой и сыновьямиЮрий Репин с супругой и сыновьями. На внешности сыновей сказалось увлечение отца индейцами: он запрещал их стричь, заплетал мальчикам косы и читал много книг о жизни индейцев.

 

Илья Ефимович Репин, Юрий и Прасковья с первенцем Георгием (Гаем).Илья Ефимович Репин, Юрий и Прасковья с первенцем Георгием (Гаем).
В 1929-м Прасковья умирает. Эта потеря сблизила отца и сына, с тех пор они больше времени проводили вместе, реже ссорились. Впрочем, времени им оставалось совсем не много: в 1930-м Илья Репин скончался.

После смерти отца Юрий перебрался в Хельсинки, продолжая зарабатывать на жизнь продажей картин и оформлением церквей. Он вполне мог зарабатывать больше, но, страдая от продолжительных депрессий, не желал думать о доходах.

Уход из жизни сестры Надежды еще больше подкосил душевное здоровье Юрия. Он увлекся модной мистикой, лишь усугублявшей психические проблемы.

ДИЙ (ДМИТРИЙ)

Новым сильным ударом для психики Юрия стало исчезновение младшего сына.

В 1925 году, после окончания реального училища, Дий вербуется в свой первый рейс на деревянной барке. В течение следующих 5 лет он бороздит просторы северных морей. Но возмужавший, закаленный ветрами и трудностями моряк мечтает стать профессиональным художником, как дед и отец.

 

Дий (Дмитрий) Репин, 1925 год.Дий (Дмитрий) Репин, 1925 год.
Для осуществления своей мечты Дий видел лишь один путь: он непременно желал учиться в Ленинграде, в той самой Академии, где учился отец и когда-то преподавал дед. Получив отказ на официальный запрос, Дмитрий Репин принял решение пересечь границу, добраться до прежних друзей деда и добиться разрешения на обучение. Наотрез отказавшись прислушаться к отцу, который отговаривал его от такого опрометчивого шага, он ушел — и пропал.

Лишь много позже из рассекреченных архивов 1935 года стало известно, что при попытке незаконно пересечь границу Финляндии и СССР Дий был задержан. Трибунал Ленинградского военного округа признал его виновным в шпионаже и приговорил к расстрелу. По злой иронии судьбы приговор был приведен в исполнение 6 августа 1935 года, когда художественный мир отмечал 91-летие со дня рождения Ильи Репина, деда незадачливого романтика.

В 1991 году Дий был посмертно реабилитирован, за отсутствием состава преступления. Впрочем, об этом, как и о расстреле, его отец никогда не узнал. Для него сын так навсегда и остался «без вести пропавшим».

ГАЙ (ГЕОРГИЙ)

Окончив 5 классов реального училища, Гай Репин в 1923 году отправился в Прагу. Там он поступил в инженерно-строительную школу, предпочтя живописи техническую специальность.

Георгий Юрьевич получал стипендию, которую ему выхлопотал лично первый президент Чехословацкой республики Томаш Масарик, почитавший талант деда юноши и собиравший произведения Ильи Репина. Были у молодого студента и другие спонсоры, помогавшие ему деньгами в знак почтения к великому деду.

 

Гай (Георгий) РепинГай (Георгий) Репин
Относительно благополучная жизнь завершилась с войной. Настроенный против «Советов» слухами и домыслами, как и все Репины, Гай бежал от наступавшей советской армии из Чехии в Германию вместе с частями власовцев — Русской освободительной армии (РОА). Здесь его настигла болезнь, вызванная нервными потрясениями, постоянным недоеданием и общим переутомлением. Он оказался на лечении в Центральном госпитале Ансбаха в Баварии. Несмотря на все усилия медиков, вернуть здоровье Георгий Юрьевич Репин уже никогда не смог.

В 1949 году его отец получил от правительства Финляндии солидную компенсацию за имущество, утраченное во время войны. Эти деньги Юрий Репин положил в банк и регулярно отправлял сыну скопившиеся на вкладе проценты. Все они уходили на лечение.

Когда переводов от отца оказывалось недостаточно, Гай продавал хранившиеся у него рисунки и картины деда, вырученные средства тратя на лекарства и помощь медиков.

Последние годы жизни Гай Репин провел прикованным к больничной койке, совершенно ослепший. Сохраняя при этом ясность сознания и отличную память, он надиктовывал сиделке рассказы о своем детстве и скитаниях. Уже после того, как в 1974 году младший из Репиных ушел из жизни, была издана книга его мемуаров, записанных госпожой Христиной Ф. Громан, ухаживавшей за ним.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ ЖИЗНИ ЮРИЯ РЕПИНА

Похоронив отца и сестру Надежду, Вера Ильинична перебралась к брату в Хельсинки. Как могла, она поддерживала его. Однако состояние Юрия с каждой потерей ухудшалось.

Когда в 1948-м Веры не стало, он практически полностью лишился рассудка. Одетый в рясу и ермолку, в сандалиях на босу ногу он бродил по улицам, погруженный в молитвы. Свои картины и рисунки он раздавал всем желающим — когда за кусок хлеба, когда и вовсе даром. Питался подаянием, а то и из мусорных куч.

 

Юрий Репин в конце жизни.Юрий Репин в конце жизни.
Лечение в психиатрической клинике не помогло, улучшений в состоянии Юрия Ильича не наступило. В 1954-м он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна ночлежки.

ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА

Младшая дочь Ильи Ефимовича Репина родилась в 1880 году. Она получила имя Татьяна в честь матери художника, умершей незадолго до рождения внучки. Когда девочке было 7 лет, родители расстались. Она и 10-летний брат остались с матерью, в то время как старшие сестры «отошли при разделе» отцу.

Именно к ней судьба была наиболее благосклонна, хотя и на долю Татьяны Ильиничны выпало немало горестей.

Окончив гимназию, Татьяна поступила на Бестужевские женские курсы. В апреле 1901 года вышла замуж. Ее избранником стал военный, поручик Николай Язев.

Помотавшись по гарнизонам, они возвратились в столицу: Николай Геннадьевич принял решение поступать в Инженерную академию. В этот момент, в 1905 году, они всей семьей заезжают в гости к Илье Ефимовичу. Обрадованный приездом дочери и внучек, он пишет «Семейный портрет», навсегда запечатлев и дочь, и ее супруга и свекровь, и маленьких девочек — Тасю (Татьяну-младшую) и Любовь.

 

«Семейный портрет». На переднем плане — Татьяна Ильинична с дочерью Тасей (Татьяной). За столом — Николай Язев и его мать. В глубине комнаты — няня с младшей Любочкой.
Вскоре после написания портрета малышка Любочка умерла. Спустя еще некоторое время супруги Язевы расстались. Татьяна Ильинична, оставшись с подрастающей дочерью на руках, переехала сначала к матери, затем, после ее ухода из жизни, в старое имение отца Здравнево (ныне территория Беларуси). Здесь в 1918 году в доме Репиных с разрешения властей открылась школа, где Татьяна Репина-Язева работает учительницей.

Здесь же Тася встречает своего будущего мужа: Иван Дмитриевич Дьяконов, сын слободского священника, с которым был дружен еще в прежние годы Илья Ефимович, преподавал в школе вместе с Татьяной Ильиничной. Тут же, в Здравнево, появляются на свет четверо их детей, правнуков великого художника -Валентин, Галина, Кирилл, Роман.

Постепенно давление властей на семейство Репиной-Язевой-Дьяконовых усиливается. Начиная с 1918 года они пытаются получить охранные грамоты, чтобы защитить от разорения дачу, где хранились полотна Ильи и Юрия Репиных. Запросы остаются без ответа. Начиная с 1923 года над семьей сгущаются тучи: их обвиняют в посещении церкви, необоснованных доходах, неуплате налогов. Все реальнее становится угроза раскулачивания и ссылки в Сибирь.

Летом 1930 года, получив от старшей сестры вызов в Финляндию вместе с сообщением о том, что отец совсем болен, Татьяна и семья ее дочери приезжают в Пенаты. Они сумели вырваться из ставшей недоброй к ним России, чтобы уже никогда не вернуться. Не зная всех обстоятельств, слабеющий на глазах художник был очень счастлив: в последние для него месяцы все его дети и внуки собрались в одном доме, чтобы быть рядом с ним.

После кончины отца и Надежды Репиной Татьяна с семейством Дьяконовых уезжает во Францию. Продав доставшиеся ей в наследство картины отца, Татьяна Ильинична становится владелицей небольшой фермы.

Жизнь на новом месте складывается по-разному: от скарлатины умирает старший внук Татьяны Ильиничны Валентин, но появляется на свет пятый ребенок Дьяконовых Иван. Скудная глинистая земля отзывается на тяжелый упорный труд и кормит своих новых владельцев. Недостающие средства восполняют, устраивая выставки-продажи работ гениального предка.

В 1944 году все члены семьи получают паспорта граждан Франции (кроме младшего Ивана, ставшего французским гражданином с рождения). Кирилл и Роман, правнуки Ильи Ефимовича, окончив техническую школу, становятся инженерами.

Татьяна Ильинична Репина-Язева, прожив трудную жизнь, скончалась в 1957 году. Ее упокоили в одной могиле с первенцем-внуком Валентином.

«Камни холодные, грусть  одинокая –
Жизни оборванной след…
Сердце живое от сердца замолкшего
Ждет терпеливо ответ…
Сердце живое у камня могильного
Смерти не смеет признать,
Сердце живое для сердца замолкшего
Смерть хочет в смерти попрать!

Вяньте цветы, принесу гроздья новые,
Вечно заставлю цвести,
Сила конца – травам старого кладбища
Холмик не дам заплести!

……….

Камни холодные, боль одинокая,
Хочется кликать и звать…
Только лишь веря в твою жизнь вечную
В силах мы смерть оправдать…»

Эти строки, прощаясь с матерью, записала в свою поэтическую тетрадь Татьяна Николаевна Язева-Дьяконова, внучка Ильи Репина. Стихи она писала всегда, на русском и французском языках. Некоторые из ее творений публиковались в местном журнале.

Последние годы Татьяна-младшая провела в пригороде Сент-Этьена, на юго-востоке Франции. Здесь Кирилл, ставший старшим после ухода Валентина, приобрел для родителей небольшой домик. Последней из остававшихся живых внуков Ильи Репина не стало в апреле 1985 года.

Татьяна Ильинична Репина, младшая дочь знаменитого русского художника, стала единственной, чьи потомки продолжили великий род. Они и сегодня живут во Франции, имеют ее гражданство и носят измененную на французский манер фамилию Дьяконофф.

Галина Ивановна Дьяконова ушла из жизни в 2016 году. Она была последней, кто помнил живыми Илью Ефимовича, Юрия Ильича, Гая и Дия Репиных. Кирилл стал отцом четверых детей — Ивана, Надежды, Михаила и Сергея. У Ивана Дьяконова двое детей — Марина и Дмитрий. Каждый из потомков гениального Репина избрал свой путь, не имеющий отношения к живописи.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх