Под этим фото в интернете развернулось бурное обсуждение — русские это или нет. Многим кажется, что крестьяне у нас не могли так выглядеть. Мол, это на самом деле ковбои США. Или, может быть, русские, но не в России, а на Аляске. В России так одеваться, мол, не могли.
Итак, давайте попробуем разобраться. Сразу скажу, я сто раз видела эти кадры на сайтах, посвященных Русскому Северу, и нигде там не был указан автор и точное место съемки. Возможно, эта информация в принципе утеряна.
Однако, везде утверждается, что это жители Архангельской губернии, сфотографированные в 1890 году.
Начну с того, что дом не вызывает ни малейших сомнений в том, что это может быть Русский Север. Вполне типичная постройка с типичными окнами и типичными корзинами на заднем плане. Женская одежда тоже вполне традиционна. Но думаю, на счет женщин тут сомнений нет.
На обсуждаемом кадре всех смутили мужчины:
- Непривычные (почему-то) для крестьян шляпы.
- Якобы крестьянин не стал бы носить штаны поверх сапог, чтобы не пачкать.
- Тельняшки, которых якобы не может быть у жителей северной деревни.
- Может что-то еще. Непривычный их лихой вид? Может считается, что в дореволюционной России крестьянин обязан быть забитым, и носить исключительно лапти, а на голове — лишь спутанные волосы?
Хотя, непривычно все это может быть лишь для тех, кто видел мало фотографий жителей Русского Севера, начала прошлого века.
Почему, собственно, крестьяне не могли носить шляп? С какой стати?
Север же граничит и с Норвегией (а поморы то и дело туда плавали, вели торговлю), и с Великим княжеством Финляндским (туда постоянно ездили карелы, которые покупали товары для разносной торговли), и люди вполне перенимали друг у друга моду и приобретали у купцов товары со всего мира.
Шляпы — распространенный мужской головной убор на Русском Севере начала ХХ века.
А тут вот и жилетка похожая, что и на мужчинах с первого фото.
Вот на этом фото, например, помор, сфотографированный в начале прошлого века. На нем есть шляпа, непривычный для крестьян центральной России свитер (но типичный для поморов) и общий вид довольно лих.
А это саамы, сфотографированные на Кольском полуострове в 1907 году Михаилом Круковским. Саамы это вообще даже не оседлые деревенские жители, а кочевые оленеводы. И как модно они все одеты. Шляпы всех видов. И как стильно повязаны шарфики у мужчин!
Шарфики и платки крестьяне тоже носили, хотя наверное и это смутит современников, которые видели мало исторических фотографий.
Или тут, саамы в Ловозере на Кольском полуострове, в праздничной одежде. И жилетка такая же, как на мужчинах с первого фото, и цепочки также висят. Штаны у одних заправлены в сапоги, у других нет — каждый носил, как хотел. А почему тут должны быть какие-то правила?
А на этом фото жители Санкт-Петербургской губернии. Шляпа не так лихо надета, и явно поношена, но как факт — шляпу носит крестьянин.
А на этом фото коми-ижемцы, с Кольского полуострова. На мужчине даже галстук надет.
Словом, подведу итог. Я не знаю на 100%, кто снят на первом фото, но вот эти все возражения (мол, крестьяне в Российской империи не носили шляпы и жилетки, поморы не могли быть в тельняшках, у деревенских жителей не могло быть таких нарядных цепочек) — не соответствуют действительности. Все эти предметы одежды и украшения вполне носили жители северных деревень. В этом нет ничего необычного.
Свежие комментарии