На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Утверждается, что на фото русские крестьяне. Могли ли они в реальности так выглядеть

Под этим фото в интернете развернулось бурное обсуждение — русские это или нет. Многим кажется, что крестьяне у нас не могли так выглядеть. Мол, это на самом деле ковбои США. Или, может быть, русские, но не в России, а на Аляске. В России так одеваться, мол, не могли.

Итак, давайте попробуем разобраться. Сразу скажу, я сто раз видела эти кадры на сайтах, посвященных Русскому Северу, и нигде там не был указан автор и точное место съемки. Возможно, эта информация в принципе утеряна.

Однако, везде утверждается, что это жители Архангельской губернии, сфотографированные в 1890 году.

Это могут быть русские (поморы), но также могут быть и карелы.
Это могут быть русские (поморы), но также могут быть и карелы.

Начну с того, что дом не вызывает ни малейших сомнений в том, что это может быть Русский Север. Вполне типичная постройка с типичными окнами и типичными корзинами на заднем плане. Женская одежда тоже вполне традиционна. Но думаю, на счет женщин тут сомнений нет.

На обсуждаемом кадре всех смутили мужчины:

  1. Непривычные (почему-то) для крестьян шляпы.
  2. Якобы крестьянин не стал бы носить штаны поверх сапог, чтобы не пачкать.
  3. Тельняшки, которых якобы не может быть у жителей северной деревни.
  4. Может что-то еще. Непривычный их лихой вид? Может считается, что в дореволюционной России крестьянин обязан быть забитым, и носить исключительно лапти, а на голове — лишь спутанные волосы?

Хотя, непривычно все это может быть лишь для тех, кто видел мало фотографий жителей Русского Севера, начала прошлого века.

Карелы. У мужчины шляпа. Штаны поверх сапог. Пиджак.
Карелы. У мужчины шляпа. Штаны поверх сапог. Пиджак.

Почему, собственно, крестьяне не могли носить шляп? С какой стати?

Мужчина из Суднозеро (Карелия), 1894 год. В руках у него шляпа. На нем жилетка. Модно повязан платочек
Мужчина из Суднозеро (Карелия), 1894 год. В руках у него шляпа. На нем жилетка. Модно повязан платочек

Север же граничит и с Норвегией (а поморы то и дело туда плавали, вели торговлю), и с Великим княжеством Финляндским (туда постоянно ездили карелы, которые покупали товары для разносной торговли), и люди вполне перенимали друг у друга моду и приобретали у купцов товары со всего мира.

Поморы. Зуек (мальчик, помогающий во время промысла трески), одет и в шляпу, и в жилеточку, и в брючки с сапогами. Почти никаких отличий от мужчин с первого фото, за исключением тельняшки.
Поморы. Зуек (мальчик, помогающий во время промысла трески), одет и в шляпу, и в жилеточку, и в брючки с сапогами. Почти никаких отличий от мужчин с первого фото, за исключением тельняшки.

Шляпы — распространенный мужской головной убор на Русском Севере начала ХХ века.

Тут на карельской свадьбе в шляпе колдун (патьвашка)
Тут на карельской свадьбе в шляпе колдун (патьвашка)

А тут вот и жилетка похожая, что и на мужчинах с первого фото.

Северные карелы. Источник: http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/kot-i-pyos-kazi-da-koiru/
Северные карелы. Источник: http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/kot-i...

Вот на этом фото, например, помор, сфотографированный в начале прошлого века. На нем есть шляпа, непривычный для крестьян центральной России свитер (но типичный для поморов) и общий вид довольно лих.

Помор
Помор

А это саамы, сфотографированные на Кольском полуострове в 1907 году Михаилом Круковским. Саамы это вообще даже не оседлые деревенские жители, а кочевые оленеводы. И как модно они все одеты. Шляпы всех видов. И как стильно повязаны шарфики у мужчин!

Кольские саамы
Кольские саамы

Шарфики и платки крестьяне тоже носили, хотя наверное и это смутит современников, которые видели мало исторических фотографий.

Карел
Карел

Или тут, саамы в Ловозере на Кольском полуострове, в праздничной одежде. И жилетка такая же, как на мужчинах с первого фото, и цепочки также висят. Штаны у одних заправлены в сапоги, у других нет — каждый носил, как хотел. А почему тут должны быть какие-то правила?

Утверждается, что на фото русские крестьяне. Могли ли они в реальности так выглядеть

А на этом фото жители Санкт-Петербургской губернии. Шляпа не так лихо надета, и явно поношена, но как факт — шляпу носит крестьянин.

Утверждается, что на фото русские крестьяне. Могли ли они в реальности так выглядеть

А на этом фото коми-ижемцы, с Кольского полуострова. На мужчине даже галстук надет.

Фотограф: Рихтер Гавриил Дмитриевич. Семья В.Ф. Канева из с. Каневка. 1928 г. "Мурманский областной краеведческий музей"
Фотограф: Рихтер Гавриил Дмитриевич. Семья В.Ф. Канева из с. Каневка. 1928 г. "Мурманский областной краеведческий музей"

Словом, подведу итог. Я не знаю на 100%, кто снят на первом фото, но вот эти все возражения (мол, крестьяне в Российской империи не носили шляпы и жилетки, поморы не могли быть в тельняшках, у деревенских жителей не могло быть таких нарядных цепочек)  не соответствуют действительности. Все эти предметы одежды и украшения вполне носили жители северных деревень. В этом нет ничего необычного.

Умба. Пристань лесопильного завода. Про это фото тоже в комментариях пишут, что, мол, больше на Дикий Запад похоже. И тем не менее, это Русский Север
Умба. Пристань лесопильного завода. Про это фото тоже в комментариях пишут, что, мол, больше на Дикий Запад похоже. И тем не менее, это Русский Север
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх