Как сообщается в новом исследовании, опубликованном в JAMA Psychiatry, экспериментальный антидепрессант лиафензин действует на тех пациентов с устойчивой к терапии депрессией, которые имеют определенный вариант гена ANK3, кодирующий белок анкирин-3. Лиафензин ингибирует обратный захват серотонина, норадреналина и дофамина.

Credit: public domain
Подбор антидепрессантов осуществляется индивидуально, чаще всего перебором, из-за чего пациент может длительное время оставаться без подходящего лечения и испытывать побочные эффекты, вызванные приемом неподходящего антидепрессанта. Авторы новой работы сумели провести связь между эффективностью антидепрессанта и наличием определенного генетического варианта.
Они показали, что эффективность экспериментального антидепрессанта лиафензина при фармакорезистентной депрессии зависит от наличия у пациента определенного полиморфизма в гене ANK3, который кодирует белок анкирин-3. Этот белок активно экспрессируется в нервной системе, в частности, в области нервно-мышечных соединений и перехватах Ранвье (места «перескока» электрических импульсов по нервному волокну).
Сам же лиафензин по механизму действия отличается от широко распространенных антидепрессантов групп селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (ИОЗСН) и блокирует обратный захват сразу трех нейромедиаторов: серотонина, норадреналина и дофамина. Тем не менее, показано, что по эффективности при большом депрессивном расстройстве лиафензин не превосходит некоторые уже одобренные препараты из групп СИОЗС и ИОЗСН, более того, его эффективность существенно различается у разных пациентов.
Чтобы разобраться в причинах вариабельности эффективности лиафензина, авторы нового исследования провели полногеномный поиск ассоциаций у пациентов с разным ответом на лиафензин. Выяснилось, что эффективность препарата коррелирует с наличием у пациента генетического варианта rs12217173 в гене ANK3 (этот полиморфизм обозначили как DGM4). У тех пациентов, которые обладают этим полиморфизмом, лиафензин гораздо эффективнее контрольных препаратов из числа СИОЗС и ИОЗСН, при этом пациенты, лишенные DGM4, отвечали на лиафензин не лучше, чем на контрольные препараты.
Полученные выводы были подтверждены в небольших двойных слепых клинических рандомизированных испытаниях, которые прошли в клинических центрах Канады, Китая и США. Таким образом, при наличии DGM4 как генетического биомаркера прием лиафензина может быть предпочтительнее при лечении устойчивого к терапии большого депрессивного расстройства.
Текст: Елизавета Минина
Ank3 as a novel genetic biomarker for liafensine in treatment-resistant depression: the enlighten randomized clinical trial. Wang G, Aguado M, Spear MA, et al. JAMA Psychiatry. Published online September 10, 2025.
DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2025.2416.
Свежие комментарии