Поговорим о делах давно минувших дней - взрыве американской ракеты на стартовом столе в октябре 2014 года. Это событие получило в России широкий резонанс не только потому, что у нас традиционно любят взрывающиеся ракеты, но и потому, что при разработке Antares участвовали российские и украинские производители.
По очевидным причинам, вопрос "Кто виноват?" приобрел политический оттенок, и, надо сказать, российские СМИ преуспели в перекладывании вины на нашего близкого юго-западного соседа.
Я не стал бы браться за эту ему, если бы миф об украинской причастности к взрыву, не укрепился в сознании многих вполне адекватных людей, у которых просто не было времени разобраться в вопросе. Надеюсь материал увидят и российские журналисты, которые уже без тени сомнения рассказывают про взрыв украинского двигателя.
28 октября 2014 года на первых секундах после старта произошло разрушение ракеты Antsres. Кадры видео показывают, что распространение взрыва пошло из нижней части ракеты, там где установлены двигатели первой ступени. Позже представители компании-разработчика объяснили, что взрыв инициировали вручную системой самоподрыва, когда стали очевидны критические нарушения в работе одного из двигателей. Чтобы ракета не улетела на головы многочисленных зрителей вокруг космодрома, ее рванули сразу на стартовом столе.
Ракета Antares создавалась компанией Orbital Science для выполнения контракта NASA на грузовое снабжение Международной космической станции. Orbital пошла по пути максимального удешевления стоимости ракеты, поэтому часть работы переложила на днепропетровский "Южмаш" (Украина). Самые мощные и дорогие двигатели первой ступени приобретались в Самаре на предприятии СНТК им. Н. Д. Кузнецова.
Двигатели НК-33 создавались в 60-70-е годы для советской тяжелой ракеты Н1, которую готовили для полетов к Луне и Марсу. Но проект закрыли после 4-х взрывов ракеты. Правда, взрывались тогда двигатели НК-15, а НК-33 были доработанной и модернизированной версией.

НК-33 являлись собственной разработкой Николая Кузнецова, которую вела Самара (тогда Куйбышев) из-за конфликта двух главных конструкторов: Королева и Глушко. В то время Глушко был самым крутым двигателистом, но личная неприязнь с генеральным конструктором привела к раздору. Кузнецов стал выгодной альтернативой, и занялся проектом Н1. Двигателей наклепали с изрядным запасом, и, к тому времени как проект Н1 закрыли, их было готово несколько десятков. Вопреки желанию Партии и Правительства, Кузнецов не пустил двигатели в переплавку, а законсервировал их до лучших времен.
Надо отметить, что по некоторым характеристикам НК-33 остаются лучшими в мире двигателями в своем классе. Поэтому "лучшее время" для них пришло в 90-е, когда американские компании получили доступ к российскому рынку. Тогда-то Orbital и присмотрели себе эти движки. С СНТК им. Н. Д. Кузнецова заключили контракт и приступили к поставкам. Двигатели вывозились на американское предприятие Aerojet Rocketdyne, где проходили неглубокую модернизацию - на них устанавливалась современная цифровая система управления, и двигатели подвешивались на карданный подвес, для управления вектором тяги. После доработки их называли AJ-26 и отправляли на космодром.

Модернизация проходила при участии российских специалистов, о чем неоднократно указывается на сайте предприятия ( к примеру, здесь, здесь, и здесь). О совместной работе российских и американских специалистов рассказывается даже в "Комсомольской правде", которая цитируется на сайте "Кузнецова".
Управление вектором тяги не предусматривалось на Н1, поэтому высказывались предположения, что именно кардан привел к разрушению одного из двигателей на Antares. Но, во-первых, это был пятый запуск, и предыдущие прошли успешно, в во-вторых, в России тоже планировали модернизацию двигателя с такой функцией.
Украинская часть работы включала в себя разработку топливных баков и топливопроводов. Судя по всему, и за головной обтекатель они тоже отвечали, потому профиль Antares сильно смахивает на "Зенит".

Вот об украинском участии, как раз и напридумывали мифов, чтобы переложить на Днепропетровск всю вину за аварию. Логика была проста: "Украина делала первую ступень, первая ступень взорвалась, значит виновник найден".
Фактически же, НК-33 никогда не были на "Южмаше", а окончательная сборка ракеты проводилась уже на космодроме под Вашингтоном. Поэтому, если украинцы и прикасались к нашим двигателям, то только во время своих американских командировок, когда прикручивали свои трубопроводы.

О доставке двигателей в США рассказывали и сами производители. Кроме того, многочисленные фоторепортажи Orbital и NASA позволяют рассмотреть украинские баки и советско-российско-американские двигатели, которые лежат порознь в сборочном цехе космодрома.


Полный отчет о причинах аварии пока так и не опубликовали. Предварительный вывод - разрушение топливного насоса двигателя первой ступени (turbopump-related failure). О причине разрушения пока не известно, но решения принятые компанией Orbital говорят сами за себя. Прежде всего, они отказались от дальнейших услуг СНТК им. Н.Д. Кузнецова, и от использования НК-33. Про отказ от услуг "Южмаша" информации не было, видимо нареканий нет. Правда, следующую свою ракету Orbital планируют запустить не раньше 2016 года, когда адаптируют ее с новым двигателем, так что придется "Южмашу" какое-то время посидеть без работы, по этому проекту. Зато в 2016-м запланировано уже три старта.
Решение Orbital отказаться от услуг Самары можно было бы трактовать политизировано, мол коварные янки отказались от российских движков лишь бы ущипнуть Россию, и не признаваться, что виноваты украинцы. Но через месяц после отказа от НК-33, стало известно, что американский частник ничего против российской продукции не имеет, и переходит на химкинские РД-181. Показательно, что НПО "Энергомаш" в Химках - это как раз та самая "фирма Глушко", с которой конкурировал Кузнецов. Т.е. Королева и Глушко давно нет, но конкуренция никуда не делась и ведется теперь по законам рынка.
Свежие комментарии