Истории о праве первой ночи, разлучении возлюбленных и прочих надругательствах над основными правами человека довольно популярный сюжет, кочующий из одного романа в другой. Особенно часто злой сеньор и прекрасная невеста возникают на страницах дамских романов. Это ведь красивая и берущая за душу история, в которую сложно не поверить. За этой романтической завесой сложно услышать голоса историков, говорящих, что все было не так.
Как не так, если даже картина на стене в Третьяковской галерее говорит, о том что было так. Конечно В. Поленов гений, но и гении ошибаются.

В. Поленов "Право господина", 1874 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва (сс) Wikimedia Commons
Интерес к средним векам, как к эпохе таинственной, но грубой, пришел в европейскую культуру в XIX веке, до этого темное столетие как только не ругали и не стремились к тому, чтобы сделать из него странную и жестокую историю. Но сочиненные с эпохи Возрождения мифы о грубой цивилизации пыток и мракобесия, были отредактированы и переписаны еще и современниками Вольтера. Рассказы о бесконечных дыбах, поясах верности и праве первой ночи стали самыми яркими символами эпохи.
В средневековых кодексах есть статьи о том, какие суммы женихи должны выплачивать господину. Уводя девушку из владений сеньора нужно было заплатить. Феодалы могли требовать возмещения за выход подданного или его потомства из своей юрисдикции, и часто это происходило именно вследствие брака, заключенного между подданными разных сеньоров.
«Книга бургундских обычаев» («Coutumier bourguignon») конца XIV века четко говорит, что «всякий раз, когда подданный мужчина женится на женщине из другой юрисдикции и берет жену к себе, если он заставит ее лежать под его господином, то он ничего не теряет, поскольку он приобретает женщину для господина и включает ее в его состояние». Эту фразу часто вырывают из контекста, на самом же деле если прочитать весь параграф целиком, то становится ясно, что речь идет о том, что если подданный брал себе жену из другой юрисдикции, их дети оказывались свободны от наследственного арендного договора с его сеньором — то есть могли, например, уйти в город или поступить как-то иначе по своему желанию, чего дети мужа и жены из одной юрисдикции сделать не имели права.

Жюль-Арсен Гарнье «право первой ночи»
Поэтому закон устанавливал, что крестьянин должен компенсировать своему господину возможную потерю, заплатив брачный выкуп. Для того чтобы этого избежать, жена должна была «лечь под его господина» (gesir desoubz son seigneur) — не буквально, а метафорически: это выражение означает переход в подданство другого сеньора. Такое прочтение подтверждается тем, что в дальнейшем «Книга бургундских обычаев» рассматривает случаи, в которых «под другого господина ложится» мужчина или женщина «ложится где-либо еще».
Известно еще пять источников, в которых оговаривается сколько подданный должен заплатить сеньору за право жениться. В 1419 году сеньор Ла Ривьер-Бурде переписал список данных ему привилегий, добавив в него новые поборы: «Я также имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моем владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокупленного к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой, в том случае когда ее муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей». Но больше мы не встретим сообщений в достоверных источниках о таких прямых притязаниях.
История с правом первой ночи такое же наследие каких-то еще германских обычаев, как и прыжок через плетень в рубахе, которым отказывались от выплаты виры. Но про прыжок вспоминать не интересно, другое дело невесты. Кропотливые и внимательные историки давно доказали, что это миф. Но миф более живуч, чем правда. Кому она интересна, эта правда.
Свежие комментарии