На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Партизаны гор: почему на Кавказе сейчас нет ни одного абрека?

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал...

М. Ю. Лермонтов, "Казачья колыбельная"

Ага, вот так прямо не вылезая из воды и точит... - А. Л.

Слово "абрек" в русском языке имеет ярко выраженную негативную окраску. Еще со времен Кавказской войны, поручика Лермонтова и генерала Ермолова абреками русские прозвали представителей местных, как пишут в газетах, вооруженных бандформирований. Многие народы и племена Кавказа длительное время вели против России как партизанские, так и открытые боевые действия, объявив "Белому Царю" газават - священную войну на кавказский манер.

Сами себя при этом "абреки" так не называли. Они себя именовали (по крайней мере, черкесы-адыги) гаджерет. Абрек как персонаж и абречество как социальное явление - это совершенно особая статья...

Абрек

Что русскому абрек, то самураю ронин

Слово "абрек" родилось от персидского "апарак" или "апарах" - бродяга. Иногда добавляют второе значение - грабитель...)) В карачаевском языке оно звучало как "абрэк", в ингушском - "абрэдж", в чеченском - "обург", и так далее. Есть и более далекий азербайджанский вариант - "гачаг".

Абрек изначально - человек, лишенный рода. Вышвырнутый из клана либо добровольно его покинувший. Большинство народов Кавказа имели (да и сейчас многие сохранили) сильно развитую клановость, поэтому оказаться отрезанным от своего клана - это... Ну, примерно как самураю потерять господина и стать ронином.

Однако смысловая подоплека у абречества несколько иная. В абреки горец, как правило, уходил добровольно и по очень веской причине. Наиболее распространенным был уход из-за совершенного тяжкого преступления (например, убийства свободного человека), чтобы на твой клан не пала кровная месть.

Абрек всегда имеет кровника - врага, связанного с ним традицией кровной мести. По кавказским понятиям, если ты кого-то убил, ты должен уплатить виру - штраф за убийство. Если у тебя нет денег - отдай свою жизнь. Если не хочешь... Под ударом может оказаться весь твой клан.

Поэтому человек, не имеющий возможности заплатить виру за убитого им, добровольно уходил из родного клана, дабы не подставлять его. Абречество - дело изначально вполне благородное.

Шашку, да коня, да на линю огня...

Шашку, да коня, да на линю огня...

Обеты абречества

Не каждый кавказский бомж - абрек. Тот, кто принимал на себя это звание, приносил еще и несколько обетов. Первый из них - избегать общения с родственниками и друзьями. Второй - не желать себе всяких бытовых благ и искушений. Третий - не бояться смерти и не отступать перед лицом врага.

Обеты были не вечными. В абреки уходили либо на какой-то оговоренный срок (например, на 5 лет), либо - до того момента, пока ставший абреком не сможет найти себе кунака - друга из чужого клана, который поручится за него и станет посредником в делах примирения между абреком и родом убитого.

Жить абрек должен был в горах, в диких условиях. На жизнь зарабатывать - чем придется. А какие есть варианты у безродного бродяги в условиях кое-как цивилизованного феодализма? Вот то-то же.

В основном абреки выживали тем, что совершали нападения на селения своих кровников. Грабили, угоняли скот, ловили пленников для продажи на рынках Кафы и Анапы. Анапа, к слову говоря, до того как стать курортом, была турецкой крепостью - и одним из основных рабовладельческих рынков Кавказа, перевалочной базой для отправки невольников в Турцию. Русские взяли Анапу только в 1791 году, в ходе жестокого пятичасового штурма...

Абречество было, в общем, локальным местным явлением - пока грузинские монархи не отдали свои короны Белому Царю, и на земли Кавказа не вступили русские полки...

"Расцвет" абречества

Оно стало приобретать массовый характер в годы Кавказской войны под стягом имама Шамиля. Абреки перестали быть отдельными "ронинами, лишенными рода". Они начали сбиваться в целые воинские отряды, нападавшие на селения как своих кровников, так и на аулы коллаборационистов (местных, сотрудничавших с русскими властями). Часто страдали казачьи станицы, которые царская власть специально ставила на исконных землях горцев - дабы держать их под контролем...

Разумеется, доставалось и русским. Именно в годы Кавказской войны (1817-1864) слово "абрек" приобрело в России именно тот смысл, который имеет и по сей день - по-звериному жестокий, беспринципный, лживый бандит и убийца.

Абреки в то время имели на Кавказе очень широкое влияние. Они занимались преимущественно грабежами и рэкетом - облагали данью аулы и целые города, охотились на русских (и местных, впрочем, тоже) с целью получить за пленника выкуп. Иногда и просто убивали - к примеру, в 1872 году убили начальника Хасавюртовского округа.

С абречеством не удалось покончить и после окончания Кавказской войны. Поражение имама Шамиля не сломило их. Они по-прежнему делали лихие налеты из горных урочищ, отступая по известным только им тропкам. Во время восстаний, вспыхивавших в 1860-1877 годах, абреки особенно активизировались, причем ареал их "обитания" до странности совпадал с ареалом, где совершали грабительские набеги друг на друга горские князья еще до прихода русских...

Среди коренного населения Кавказа в те годы абреки пользовались большим влиянием. Они были популярны, поскольку выступали как защитники родной земли от оккупантов, и они же старательно поддерживали этот образ. Понемногу о том, что изначально абрек - это "бездомный поневоле", добровольным изгнанием спасающий своих родных от кровной мести, забыли даже сами кавказцы.

А русские в такие тонкости особо и не вдавались никогда. Словарь Даля, например, дает следующее определение абрека:

АБРЕК
(обрекаться?) муж. , кавк. отчаянный горец, давший срочный обет или зарок не щадить головы своей и драться неистово; также беглец, приставший для грабежа к первой шайке.

Второй раз абречество "расцвело" в годы русско-японской войны, революций и Гражданской войны. Но это были уже не те благородные "ронины" прошлых столетий. Абреки начала XX века - по сути, обычные бандиты, но пользовавшиеся в народе необычайным почтением. Некоторых из них народ даже канонизировал - посмертно признал шейхом. Шейх в исламе - это сложное понятие, означает оно духовного лидера, обладающего некоторыми признаками святого (в христианском понимании). Так, например, стал шейхом после смерти азербайджанский абрек Ших-Заде. Могилы таких абреков-шейхов превратились в места поклонения им же.

Покончила с абреками только Советская власть. Как и какими способами - другой вопрос, но покончила. Официально последним абреком был Хасуха Магомадов, который ушел в абреки в 1939 году, убив своего односельчанина.

Он скитался в горах до 1976 года. Магомадов объявил себя принципиальным противником власти, участвовал в чеченском восстании 1940-1944 года. После поражения восстания ему удалось скрыться, после чего он продолжил "партизанщину". Лично убил около 30 человек, большинство из которых были представителями власти - милиционерами, партийными работниками... На его счету есть даже сотрудники КГБ.

Последнего абрека в мире ликвидировали в ходе спецоперации у селения Бенной - выстрелом в голову.

Больше на Кавказе абреков не было и до сих пор нет. Потому что абречество неразрывно связано с понятием вендетты - кровь за кровь, глаз за глаз, зуб за зуб. Не практикуется - по крайней мере, открыто - кровная месть, значит, не может быть и абреков.

Абы какой бандит с большой дороги или террорист с гранатометом абреком считаться не может. Для этого нужно, как сказано выше, соответствовать определенным условиям...)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх