Во многих современных романах, касающихся морских баталий парусного флота, есть описания (почти обязательные) предбоевой лихорадки, когда ловкие моряки растягивают над палубой сети, которые предохраняют команду от кусков рангоута, падающих во время боя сверху. Деталь вроде как очень антуражная, вот только, если вдуматься, что-то тут не так. Потому что слишком много несостыковок и нецелесообразностей в данном мероприятии.
Начнем с того, что большинство подобных романов написаны в конце XIX – середине ХХ столетия. Когда уже искусство боя кораблей с парусным движителем стало невостребованным и потому изрядно забытым. А еще такие сети могли бы крепко мешать управлению кораблем – все же парусной оснасткой получалось управлять при помощи тросов, приводя паруса к ветру, но эти манипуляции не исключали работы непосредственно на мачтах.
Изготовились к абордажу. Художник: Patrick O'Brien
Рангоутное дерево на линейном корабле или фрегате (а по парусному вооружению эти классы практически идентичны) – это здоровенные бревна массой в несколько тонн, еще и отягощенные кусками кованого железа. Так что если такая тяжесть станет падать на палубу, удержать если и получится при помощи сети, то связанной из очень серьезных канатов. Что, соответственно, придаст ей веса. А растянуть такую тяжесть быстро и без специальных механизмов практически невозможно. Кстати, иной раз сбитые ядрами реи даже и не долетали до палубы – мешали элементы такелажа.
А еще скученность на боевых кораблях наблюдалась страшенная. Соответственно, экономили на всем. И если что-то брали с собой в море, то это нечто было действительно необходимым или могло использоваться как-то еще, помимо прямого предназначения. Как иллюстрация тезиса: койки моряков увязывались в компактные скатки и крепились вдоль бортов – как дополнительное усиление защиты. Такая преграда, понятное дело, сдержать ядро не могла, но вот от занозы – массивного отщепа длиной в метр и поболе – иной раз и могла уберечь. Так что в теории взять с собой в поход здоровенную сеть для защиты палубы от падающих бревен возможно. Но где ее хранить в промежутках между боевыми схватками?
Сражение при Махиас в 1775 году - первая победа колонистов на море. Тогда им удалось захватить английскую шхуну. Художник: Patrick O'Brien
Также нет ни одной вразумительной картинки, показывающей способ растяжки такой надпалубной сети. Хотя гравюр тех времен известно множество, и не совсем понятно, как такая яркая деталь смогла избежать внимания современников. Хотя, если присмотреться, сети на боевых кораблях имелись. Только растягивались они не над палубой, а над бортами. В принципе, иной раз они и могли бы смягчить падение разного дерева, вот только предназначение их было совершенное иное. Они служили частью противоабордажной защиты.
Еще задолго до Саламина и вплоть до XVIII столетия абордаж считался лучшим и скорым средством достижения победы на море. Соответственно, придумывались меры противодействия. Проще всего увеличить высоту борта. И дать своим стрелкам безопасно расстреливать противника, изготовившегося к схватке. Для чего увеличивали высоту надводного борта и заодно городили высоченные надстройки на носу и корме. К примеру, на "Мэри Роуз" (каракка, спущена на воду в 1512 году) корма поднималась довольно высоко, а в артиллерии почти не было крупнокалиберных пушек – основная масса орудий стояла на верхней палубе и представляла собой вертлюжные пушечки небольшого калибра.
Морская битва в 1217 году - эпизод Первой баронской войны в Англии. Иллюстратор: Marek Szyszko
Вдобавок, как средство пассивной защиты от абордажа работали борта, заваленные внутрь – перебраться с палубы на палубу при такой конструкции плавсредств получалось не у всех.
Высокие надстройки неплохо защищали от пешего прохода неприятеля на корабль, вот только здорово сказывались на мореходности, поскольку центр тяжести заметно повышался и с остойчивостью могли наблюдаться проблемы. А еще такой высокий борт нещадно парусил, отчего падали и скорость, и управляемость корабля. Так что в какой-то момент от таких непрактичных устройств отказались в пользу маневра и огневого контакта на расстоянии. Что все равно не удаляло абордаж из морского арсенала. Поэтому основной защитой стали абордажные сети, затруднявшие доступ на палубу атакуемого корабля – все же тушка противника, висящая на наружной стороне такой сети оказывалась уязвимой для укола, парировать который было очень затруднительно в таком подвешенном состоянии.
Абордажный топор, XVIII век. Из Королевской оружейни Британии (royalarmouries.org)
Существовало несколько способов монтажа таких сетей на штатные боевые позиции. Самых массовых можно насчитать как минимум три. А еще такие сети подвергались, по слухам, специальной антивандальной обработке – их смолили, а потом дополнительно вываливали в песке. Мелкий кварцевый абразив, налипший поверх веревок, затруднял разрезание или перерубание тесаками и топорами.
Палуба канонерки. Фото времен Гражданской войны в США
Интересно, что противоабордажные сети пережили не только другие методы защиты от абордажа, но и сам парусный флот, по сути. К примеру, известны фотографии времен войны Севера и Юга, где такие сети отлично просматриваются не только на парусных кораблях, но и на первых броненосцах, рассчитанных на ход только при помощи машин.
Свежие комментарии