На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бача-бази. Дикая традиция некоторых мусульманских стран, о которой многие не слышали

"Батча тихо, плавно начал ходить по кругу; он мерно, в такт тихо вторивших бубен и ударов в ладоши зрителей выступал, грациозно изгибаясь телом, играя руками и поводя головою. Глаза его, большие, красивые, черные, и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение, временами слишком нескромное. Счастливцы из зрителей, к которым обращался батча с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения.

"

Таковой великий русский художник Василий Верещагин, путешествуя в 1868 году по Туркмении, увидел принятую в некоторых мусульманских странах традицию бача (батча)-бази (в буквальном переводе означает "игра с мальчиками").

Бача-бази зародилась в Пакистане в IX веке, затем перекинулась на Афганистан, некоторые районы Туркестана и Узбекистана. Наиболее широкое распространение бача-бази получила в Афганистане, особенно в сельской местности. Европейцы, контролировавшие Туркестан и Афганистан (русские, англичане, французы), боролись с дикой традицией, но окончательно победить ее так и не смогли.

В 1872 году путешественник Юджин Скайлер побывал в Туркестане и оставил путевые заметки, в которых, помимо прочего, сообщалось, что смазливых мальчиков заставляют одеваться в женскую одежду и танцевать. После танцев любой мужчина, имеющий достаточно денег, может "пообщаться" с бачей тет-а-тет.

В.В. Верещагин "Портрет батчи",  1867—1868.
В.В. Верещагин "Портрет батчи", 1867—1868.

В конце 19-го столетия большое распространение практика бача-бази получила в Самарканде и Бухаре. После эпидемии холеры в 1872 году, которую муллы назвали наказанием за людские грехи и несоблюдение норм Корана, старейшины обратились к российскому наместнику с просьбой пресечь практику бача-бази. Наместник ввел годовой запрет на исполнение танцев мальчиками.

В России максимального внимания традиция бача-бази удостоилась в 1868-1872 годах, когда художник Василий Васильевич Верещагин представил целую серию картин на тему бача-бази. Одна из картин - "Бача и его поклонники" - вызвала нешуточный скандал: публика сочла полотно неприличным. Для Верещагина это стало ударом и он уничтожил картину, о чем позднее сильно жалел. В итоге на выставках Василия Васильевича демонстрировалась фотография картины, которую, к счастью, успели сделать.

В.В. Верещагин "Батча и его поклонники", 1868 год.
В.В. Верещагин "Батча и его поклонники", 1868 год.

Зарождение практики бача-бази связывают с жесткими ограничениями, которые накладываются у мусульман на внебрачное общение между мужчинами и женщинами. Кроме того, возникновение традиции связано с активно практикующейся в Пакистане и других мусульманских регионах Центральной Азии работорговлей. Красивых батча из бедных семей продавали на невольничьих рынках за огромные деньги.

Поклонниками батча могли быть самые разные мужчины - как богачи, так и многодетные бедняки, тратившие на свое "увлечение" последние деньги, отрывая последние копейки от собственных живущих впроголодь детей.

В советское время практика бача-бази в Узбекистане и Туркменистане была почти изжита, последние случаи фиксировались в Самарканде и Бухаре в 20-30-х годах.

В наше время основной территорией, на которой практики бача-бази до сих пор широко используется, является Афганистан. Как ни странно, но расцвет этой дикой традиции пришелся на нулевые годы, когда страна была оккупирована американцами. Талибы жестко пресекали эту практику, но проводимая американцами политика либерализации привела к резкому увеличению количества случаев бача-бази. В увлечении бачами были уличены даже некоторые высокопоставленные афганские политики, военные и полицейские.

К сожалению, дикая традиция, увиденная и описанная однажды Верещагиным, остается жива. И когда ее окончательно пресекут - неизвестно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх