Фразеологизм «очевидное - невероятное», как нельзя лучше подходит к шедеврам в виде многослойных шаров, выполненных из слоновой кости китайскими мастерами-резчиками. Это ажурные шары, состоящие из множества сфер, каждая из которых вращается свободно одна в другой. При всей сложности конструкции все шары украшены изящной ажурной резьбой и гравировкой. В нашей публикации мы расскажем не только их историю и почему эти произведения резного искусства уже много веков называют «дьявольскими», вы также узнаете секрет их изготовления.
Любопытно, что каждый такой шар вырезан из той же самой части материала, что и предыдущие и очень похож на русскую матрешку.
С разницей в том, что он совершенно цельный, а не разборной. Поэтому резьба «шар в шаре» считается невероятно тонкой и кропотливой работой. Если резчик в Средние века брался за работу над таким шаром - это означало, что мастер будет работать над ним всю свою жизнь. И чем богаче он украшал внешний шар, и чем больше в нем было внутренних шаров - тем дороже ценилось его изделие.
Разумеется, такие резчики-мастера в Китае очень ценились. Однако была в этом и обратная сторона медали: люди не верили, что вырезать такие сложные вещи человек способен сам. Поэтому в Китае упорно ходили слухи, что без потусторонней помощи здесь не обошлось. А европейцы, впервые увидев это чудо, и вовсе прозвали их «дьявольскими шарами». Стоит также отметить, что в древнем Китае существовала страшная легенда, согласно которой каждого мастера, познавшего тайны изготовления шаров-загадок, убивали, чтобы о секретах производства подобных изделий никто не узнал.
История возникновения «дьявольских шаров»
Для начала хотелось бы отметить, что история этого уникального ремесла насчитывает около 1000 лет. Но и задолго до этого в Китае высоко ценились изделия из слоновых бивней, или как чаще говорится - слоновой кости.
У этого материала, безусловно, множество преимуществ: он хорошо обрабатывается резцом, полируется, при этом достаточно тверд, имеет белый цвет с легким желтоватым оттенком и небольшой степенью полупрозрачности.
Формироваться и развиваться в Поднебесной резьба из этого материала начала еще III – X веке. Своей вершины популярности это ремесло достигло в эпоху династии Мин. Именно в это время из слоновой кости начали вырезать различные безделушки и предметы быта: шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и тому подобное.
Именно тогда в процессе развития ремесла в Китае сформировались две основные школы резьбы по слоновой кости: Пекинская и Кантонская (Гуанчжоуская). Эти школы изначально практиковали различные техники. Так, Пекинская школа отличалась лаконичностью форм и сдержанным декором. Мастера здесь в основном создавали фигурки людей, часто подкрашивая кость яркими красителями для придания изделиям большей декоративности.
Мастера же Кантонской школы были сосредоточены на более сложной резьбе. Но изначально их загадочные шары были весьма примитивными. В высокое искусство их изготовление превратилось тогда, когда из Европы в Китай попали стальные инструменты для резьбы, которые и позволили искусно отображать в изделиях даже мельчайшие детали.
И вот уже много веков творения мастеров именно этой школы поражают человечество неземной красотой и уникальной техникой исполнения. И по сей день в Китае центром по производству многослойных ажурных шаров считается город Гуанчжоу, известный ранее как Кантон.
Самая древняя такая сфера, состоящая всего из трех слоев, относится к временам правления династии Сун (960 – 1279 гг.). Стоит также отметить, что изготовлением подобных штук в Средние века китайцы занимались уже чуть ли не в промышленных масштабах. Так как на территории современного Китая было найдено множество шаров самой разнообразной формы, изготовленных именно в ту эпоху. Причем древнейшие экземпляры были сделаны не только из слоновой кости, но и из костей носорогов, камня нефрита. А вот первое документальное упоминание о резных шарах-головоломках можно встретить в книге Цао Чжао «Основные критерии древности», датируемой 1388 годом.
Шар в шаре - секрет рождения чуда
Перед каждым, впервые увидевшем это чудо, тут же постает риторический вопрос: как же это возможно сделать? И каждому непременно хочется понять, хотя бы теоретически, последовательность действий мастера, создающего таинственный шар. А если учесть, что их изготавливали и в древние времена, когда даже в помине не было не то, что современных универсальных станков ЧПУ, но и обычных стальных инструментов, то и вовсе можно оказаться в тупике.
Сегодня мы приоткроем завесу и расскажем о таинственной технологии создания таких чудо-шаров китайскими мастерами. Итак, обо всем по порядку... Сначала фрагменту бивня слона мастер придает форму идеального шара затем прорезает в нем несколько конусообразных отверстий, вершины которых сходились бы в центре сферы. Далее в каждом отверстии наносит метки, таким образом определяя, сколько шаров будет находиться внутри самого большого шара.
Работа начинается с центрального шара, который вырезают изнутри, а затем поочередно все последующие - по направлению к внешнему слою. Для этого используют специальный изогнутый L-образный резец, который заводят вовнутрь шара через одно из вырезанных отверстий и производят отделение одного шара от другого. И уж потом, полученные, движущиеся один в другом шары, мастер поочередно покрывает тонкой резьбой или гравировкой, вращая их друг в друге.
Верхний шар гораздо толще остальных, и его мастер украшает особенно тщательно. Обычно здесь вырезаются драконы, птица-феникс или цветы. К слову, все эти символы, согласно китайской мифологии, несут положительную энергетику и направлены на сохранение и укрепление здоровья и благополучия.
Разумеется, что мастеру, выполняя эту тончайшую ювелирную работу, приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта, острое лезвие своего резака и твердость руки. Ведь проделанные отверстия не позволяют ему видеть все то, что происходит внутри шара. И ошибись мастер хоть на пол миллиметра – и вся его работа не будет иметь никакого смысла.
Шары рекордсмены
И по сей день этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства имеет в Китае большую популярность. В ХХ веке резчики, специализирующиеся на изготовлении таких шаров, достигли невероятного уровня мастерства.
Если самые первые «шары-головоломки» состояли лишь из трех слоев, то постепенно с веками мастерам-резчикам удалось довести их количество до семи. В 1915 году один китайский резчик поразил посетителей Панамской Международной ярмарки вырезанным шаром, содержащим внутри целых 25 ажурных шаров.
В 1977 году уже его сын, Вэн Жунбяо, побил этот рекорд, изготовив чудо-шар, внутри которого свободно вращались 42 узорчатых шара, каждый из которых находился в подвижном состоянии внутри другого и был украшен гравированными пейзажами с павильонами и башнями, облаками и горами. Диаметр его шара составлял 15 сантиметров, толщина же самого маленького внутреннего шара не превышала толщину бумажного листа.
Очевидное - невероятное! Не правда, ли...
Свежие комментарии