На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Сериал "For All Mankind", сезон 3: Марсианская фантастика

Сериал For All Mankind ("Для всего человечества"), начавшись с альтернативной истории в первом сезоне, дошел уже до полноценной фантастики в третьем. Ключевым событием первого сезона была высадка Леонова на Луну до того, как это сделали Армстронг и Олдрин. Второй сезон изобразил пик холодной войны со стрельбой на Луне и бегущими к убежищам в ожидании термоядерного Апокалипсиса людьми на Земле. Третий сезон рассказывает про марсианскую гонку США, СССР и частной космической компании в 90-х. С одной стороны, без исторической опоры, происшествия стали более фантастическими и менее правдоподобными, также сериал наконец дождался публичных каминг-аутов, но, в то же время, традиционный для финалов прошлых сезонов треш здесь более светлый и даже с юмором.



Под катом умеренные спойлеры, вас предупредили



Первая серия


Как и во втором сезоне, первая серия начинается с калейдоскопа событий, показывающих отличия альтернативной вселенной от нашей. Андропов подписал с США аналог Тордесильясского договора, разделив Луну на две половины. Реформы Горбачева сделали СССР еще влиятельнее и сильнее. Маргарет Тэтчер подорвали бомбой. В качестве книксена нашей реальности комиссия Роджерса расследует героически предотвращенную аварию реактора (в нашем мире была катастрофа "Челленджера"), а телескоп "Томас Пэйн" (Пэйн, как и Джеймс Уэбб, были руководителями NASA) был запущен атомным шаттлом Pathfinder. Оммаж кино о космосе сделан легким мазком - в фильме "Любовь в небесах" о погибших Гордо и Трейси Стивенсах сыграют Деннис Куэйд и Мэг Райан (Куэйд играл астронавта Гордона Купера в "Парнях, что надо").

Что важно для сюжета - в мире сериала местный Илон Маск правильного цвета кожи придумал термоядерный реактор и начал добывать для него гелий-3 на Луне (в нашей реальности это не работает). А КНДР вместо военных ракет переключила фокус внимания на космонавтику. Никакой "Бури в пустыне" не произошло. Сенатор Эллен Уилсон (вымышленная героиня) баллотируется в президенты США против победившего в реальности Билла Клинтона. Компания Polaris Space Tours построила огромный отель на орбите. Вообще, вопреки ужасам второго сезона, получившийся к началу 90-х альтернативный мир выглядит очень симпатично.


Орбитальная гостиница "Поларис" и фантастический шаттл. Обратите внимание на позаимствованные у МКС нашей реальности солнечные панели

Примерно к середине первого эпизода создается дивное ощущение того, что смотришь на правильную элиту общества - образованных, честных, мотивированных двигать свою страну и человечество вперед людей. На фоне того, что потом будут творить некоторые герои, вспомнить это забавно. Сериал на какой-то момент совершенно натурально прикасается к светлой утопии прогресса и освоения космоса.

Главная драма эпизода - фантастическая авария. Как это нередко бывает в фикшн, выдумать правдоподобный сценарий отказа сложно, и здесь мы наблюдаем очевидные недосмотры проектирования двигательной системы станции и ее топливопроводов, которые исправляет, опять же, герой-из-элиты.

К придуманной аварии придираться нет смысла, но вот зачем на скафандре героя лунные галоши, излишние для станции, неясно.



Вторая серия


Вторая серия посвящена выбору командира первой марсианской миссии NASA, что сталкивает двух сильных женщин - начальницу отряда астронавтов Молли Кобб и главу космического центра им. Джонсона Марго Мэдисон. Пишут, что играющая Мэдисон актриса Вренн Шмидт читала книгу о Джордже Эбби, руководителе космического центра им. Джонсона, который занимался назначением астронавтов на миссии и вызывал своими методами очень яркую ненависть у некоторых из отряда. Много и очень отрицательно писал об Эбби астронавт Майк Маллейн, например.


Местный гибрид Маска и Джобса объявляет о космической инициативе

События первой и второй серий изящно подводят к тому, чтобы частная компания Helios объявила о намерении отправить пилотируемую экспедицию к Марсу, причем на два года раньше, чем собирались туда что СССР, что США.

Третья серия


Здесь персонажи перераспределяются по конкурирующим за первенство игрокам, у Марго, оказывается, очень странная личная жизнь, а СССР проявляет свою гнусную сущность. Но если серьезно, я удивлен, насколько неожиданно хорошо показаны русские. Всего-то тоталитарные структуры, готовые решать свои задачи любыми методами. Могло быть гораздо хуже.

В финале к Марсу под создающую совершенно чумовой эффект Black Hole Sun отправляются три экспедиции.

С земной орбиты стартует переоборудованный отель, к которому прикрутили метановые двигатели.



С Луны поднимается удивительно маленький корабль NASA с ядерным приводом.



А с Байконура сразу на ядерных двигателях поднимается советский корабль, который стоял на таких же, как и на "Союзах" ферменных конструкциях.



Шарик наверху, кстати, тоже прекрасен, дизайнеры действительно вдохновлялись советской техникой.

Сериал продолжает оставаться удивительно позитивным.

Четвертая серия


Новая драма раз - корабль NASA достает из рукава козырь и начинает вырываться вперед. Новая драма два - советские космонавты пытаются обогнать и попадают в серьезную аварию. И здесь начинает проявляться неожиданная глубина сериала - показанный было таким прекрасным бизнесмен Дев Айеса принимает совершенно аморальные решения.


Обратите внимание, что даже покрашен советский корабль как ракета "Союз"

На Земле непутевый братец летящего к Марсу героя (и оба они - дети героев, спасших лунную базу во втором сезоне) знакомится с конспирологами. Вообще, конечно, сложно представить себе конспирологов в мире с настолько развитой космонавтикой, однако ж они здесь есть.

Пятая серия


Директор Роскосмоса Ленара Катиш - это, конечно, получше, чем ритуальный борщ из прошлых сезонов, однако все еще плохо. Во-первых, откуда Роскосмос в СССР? Название появилось только после распада Советского Союза. Во-вторых, прекрасно подходящее темненькой актрисе имя Ленара дополнено настолько невразумительной фамилией, что удивляешься, откуда ее взяли создатели сериала? Из повести "Катиш и Багратион" Михаила Казовского? Но ведь там это было сокращение от имени, а не фамилия.

Естественно, марсианская пылевая буря передраматизирована. Она действительно способна снизить видимость, но все-таки не настолько.



Исторический момент - люди делают первые шаги по Марсу, заодно еще и уронив пафос.

Шестая серия


Победа в гонке далась дорогой ценой, но это не так важно на фоне начинающейся повесточки - астронавт из экипажа NASA делает каминг-аут. В качестве ответа ставшая президенткой Эллен Уилсон придумывает правило "Не говори, не спрашивай", запрещающее военнослужащим говорить о своей ориентации. Любопытно, но в нашем мире это правило приняли чуть раньше - в конце 1993 года. Поразительно, но на Марсе командирша Дэниэлла Пул (героиня миссии "Союз-Аполлон" прошлого сезона) решает проблемы марсианских гомосексуалистов, наверное, одним из лучших моментов сериала: "Прекрати думать о себе и пойди почини долбанный теплообменник!" Удивительно, как такую здравую реплику вообще пропустили в сериал. Также, как бы это ни было удивительно, на Марсе цветет интернациональная гетеросексуальная любовь.

Советское космическое агентство интригует, заключая ситуационные альянсы со всеми сторонами. Даже забавно, для такой слабой позиции они умудряются достичь очень много дипломатией и игрой на конкуренции.

Поразительно, но вот упоминание традиции последних рюмок Ивана Грозного вполне себе можно найти в источниках, это не фантазия авторов сериала. Но вот пить персонажам явно не стоило - конфликты лучше проговаривать на трезвую голову.


Праздник на марсианской базе

Седьмая серия


Сейчас забавно осознавать, что когда-то космические агентства не имели представления, насколько много воды на Марсе. С другой стороны, экспедиции лихо высадились в районе Долины Маринера, большие запасы воды в которой в нашей реальности нашли только в 2021 году. А на предварительную разведку не было времени, потому что все очень торопились.

На Земле тем временем "первому джентельмену" президентши подготовили ловушку, для знающих историю очень похожую на ту, в которую поймали реального Билла Клинтона - ложь под присягой.

А еще примерно в это время я поймал себя на мысли, что смотрю сериал с тянущим ощущением, как от "Игры Престолов" - кто сейчас сделает какую смертельную глупость и как будет плохо?


Все плохо, но скоро станет еще хуже

Восьмая серия


В восьмой серии все, оставшиеся в живых, пытаются выбраться из той ситуации, в которой оказались. Примерно тут мне пришли в голову две мысли. Во-первых, как это нередко уже встречалось, перед нами конфликт людей с авариями техники и собственной некомпетентностью, даже конфликт человека и природы не просматривается. А чем заниматься на Марсе, кроме как тупо ломать и героически спасать технику, неясно. И это плохой ответ, если рассматривать его в разрезе космической экспансии человечества. Во-вторых, только когда все становится достаточно плохо и все три стороны объединяются, чтобы выжить, отваливаются всякие ненужные вещи вроде борьбы за престиж. Сериал дает удивительно позитивный и правильный месседж - "вы можете сделать очень много, если будете работать вместе".



Очевидные вопросы вызывает способность Helios притащить к Марсу целый отель, но всего с одним челноком "орбита-поверхность". Но это очевидные требования сюжета.

Девятая серия




Пока на Марсе продолжают наводить порядок и вызревает новый кризис, на Земле происходит важное событие. Десятилетиями скрывавшая свою гомосексуальность Эллен Уилсон, упустив возможность сделать каминг-аут с Луны, делает его со сравнимого поста - трибуны президента США.

Примерно тут я уж было подумал, что сезон и сериал хотят закончить тем, что в альтернативной вселенной человечество откажется от космонавтики, уж больно серьезные удары идут по всем участникам. Но, к счастью, такого не будет.

И, право слово, мир с очень дешевой термоядерной энергией будет заметно богаче нашего, оставшихся без работы шахтеров и нефтяников можно хоть на базовый доход сажать, хоть в космос строителями вербовать. Не вытанцовывается при изобилии энергии экономико-общественный кризис.

Десятая серия


Финал начинается с очень смешного сюжетного решения, лихо обнуляющего потуги всех трех сторон успеть на Марс первыми. Их обогнали, правда, если бы они не прилетели, об этом бы никто не узнал. Конечно же, спускаемый аппарат "Союза" на Марс сесть не может, и автономность там часов 12 после разделения, но это не первая магия в сериале, ничего страшного.

Затем герои символически закапывают пистолет, что после невероятного трешака второго сезона смотрится очень мило.

Любопытно, но очевидный троп "герой облажался, но исправил косяк ценой своей жизни", который уже почти было нарисовался на горизонте, сценаристы красиво прихлопнули. Правда, получив в результате сильно виноватого героя, с которым непонятно, что делать дальше.



Главную марсианскую проблему решают в стиле "Марсианина" Энди Вейра, лишь на самый волосок не дойдя до полной упоротости с полетами на огнетушителях и дырами в скафандрах. Хотя, у героя "Марсианина" не было позднего срока беременности и преэклампсии (потенциально смертельно опасного высокого давления). Забавно, но баллистика полета делает вообще не нужной систему "Курс", которую судорожно искали в прошлом эпизоде (если непонятно, вот материал, почему).


Оммаж "Парням, что надо" - герой героически ковыляет от разбитого аппарата

А на Земле дела печальнее - конспирологи оказались террористами. Прямо скажем, перебор, мощнее глупых комментариев они поднимаются довольно редко.

Главная интрига ожидающегося в конце 2023 четвертого сезона - как сбежавшая при помощи советской "кровавой гэбни" Марго Мэдисон будет жить в советской Москве 2003 года.


Я в социальных сетях:Вконтакте, YouTube
Поблагодарить деньгами: ЮMoney, Webmoney

attentioneer.jpg
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх