На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Почему крестьяне при Царе не всегда были рады рождению детей и какой была реакция свекров на внуков

Ольга Семенова Тян-Шанская (дочь знаменитого географа) оставила любопытные заметки о жизни крестьян в центральных губерниях России. Она хотела издать большой труд с описанием народной жизни, но умерла в 1906 году (в 43 года) не успев закончить работу.

Друзья Ольги Тян-Шанской издали ее записки в 1914 году. Книгу назвали обобщенно "Жизнь Ивана", в ней очень ярко и без прикрас показана крестьянская жизнь и быт при Царе.

Тот факт, что эта книга издана до революции, может говорить о том, что в ней нет очернения и пропаганды, в которой можно было бы заподозрить советские власти после 1917 года.

Крестьянские дети, фото начала XX века

Крестьянские дети, фото начала XX века

Согласно Ольге Тян-Шанской, крестьяне в целом почти не радовались рождению детей, с одной стороны ребенок был будущей подмогой в хозяйстве, но с другой стороны его нужно было кормить уже сейчас. В семье молодого мужа радовались только первенцу мальчику, причем только сами "молодые" и родители мужа, остальной дальней или ближней родне было все равно.

О том, что молодая в положении, свекр со свекровью обычно спешили рассказать соседям: "(...)А молодая то наша затяжелела ведь"(...)". Молодой муж тоже мог проявить радость и даже подшутить:" (...)Ты мне пожалуй еще и сына родишь, хозяйка(...)". И дейстительно, рождение первенца сына становилось событием в крестьянской семье,

Молодой отец сам ходил по соседям и сообщал:" (...)Анютка-то моя, сына принесла!(...)" или "(...)выручила меня моя хозяйка, сына принесла(...)". Свекр со сверковью не отставали и также хвалились на деревне: "(...)Молодуха наша мальчиком распросталась(...)".

Крестьянские дети в избе, фото начала XX века

Крестьянские дети в избе, фото начала XX века

Если же первым ребенком была девочка, то никакой радости в семье не проявляли и о ее рождении никому специально не сообщали: "сами узнают". Более того, если сам молодой отец, как правило был просто равнодушен к рождению дочери, то свекр со свекровью часто проявляли открытое недовольство. И лишь изредка, какая нибудь из женщин родственниц, украдкой могла шепнуть молодухе: "Ничего, ньянкой будет".

Крестьянские семье, фото начала XX века

Крестьянские семье, фото начала XX века

На деревне же рождение первенца девочки воспринимали однозначно негативно, молодого мужа могли даже побить: "(...)Зачем девку родил,-и нередко здорово отдуют, а уж он молчит, поэтому так издавна водиться(...)".

Но, если первому сыну молодой отец был все же рад, то рождение второго или третьего сына, не говоря уже о последующих детях, не вызывало у него уже никаких эмоций. Тян-Шанская отмечает также, что если сама молодая крестьянка была рада любому первому ребенку, то ко второму уже была безразлична, а третьим и вовсе начинала тяготиться.

К. Лемох "Выздоравливающая", 1889 г.

К. Лемох "Выздоравливающая", 1889 г.

Довольно необычное отношение (с точки зрения наших дней) было и у свекра и свекрови к их внукам : "(...)Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания(...)". Свекровь же вообще могла проявить самую настоящую агрессию: "(...)Ишь ты плодливая, обклалась детьми, как зайчиха (...) трясет каждый год, опять щенка отшлепетила(...)" и тп.

Ольга Семёнова-Тян-Шанская (дочь Петра Семёнова-Тян-Шанского), (1863-1906), этнограф, художница и писательница

Ольга Семёнова-Тян-Шанская (дочь Петра Семёнова-Тян-Шанского), (1863-1906), этнограф, художница и писательница

Конечно же найдется те, кто усмотрит во всем это русофобию, но современники вспоминали Ольгу Петровну, как народницу, радеющую за простых людей. Большую часть жизни Тян-Шанская прожила в своем имении в деревне Гремячка Данковского уезда Рязанской губернии и только изредка, на 3-4 зимних месяца приезжала в Петербург.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх