На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пушкин на малоизвестных картинах: иногда это очень необычно

Александр Сергеевич Пушкин является героем такого количества картин, что в этом смысле может соперничать с Лениным и, пожалуй, даже превосходит вождя революции. Ленина изображали, в основном, только в советское время, а Пушкина - еще при его жизни и по сей день.

Среди множества картин про Пушкина я отобрала несколько не очень известных широкой публике произведений. Это мастерски сделанные работы, но по разным причинам они не растиражированы.

Ирина Ивановна Витман. «Пушкин-лицеист в Царском Селе». 1954.
Ирина Ивановна Витман. «Пушкин-лицеист в Царском Селе». 1954.

Прекрасная картина Ирины Витман, где юный Саша Пушкин пишет свои первые стихи, лежа на лужайке в Царском Селе. Лицо мальчика показывает задумчивость и, кстати, художница акцентировала в нем африканские черты. Атмосфера теплого и тихого летнего дня, на мой взгляд, отлично передана.

Никанор Григорьевич Чернецов. «Пушкин в Бахчисарайском дворце». 1837.
Никанор Григорьевич Чернецов. «Пушкин в Бахчисарайском дворце». 1837.

А это картина Никанора Чернецова, отражающая тот период пушкинской жизни, когда он был в так называемой южной ссылке. Художник был современником поэта, сам много путешествовал и известен своими картина с видами разных мест. Был он и в Крыму. С Пушкиным Чернецов был знаком, так что появление фигуры поэта на фоне Бахчисарайского дворца не случайно. Кстати, пейзаж Чернецова «Дарьяльское ущелье» висел в кабинете Александра Сергеича.

Виктор Владимирович Лысюк. «Пушкин в Михайловском». 1988.
Виктор Владимирович Лысюк. «Пушкин в Михайловском». 1988.

А вот картина В. Лысюка о Пушкине в Михайловском. Эта тема широко отражена в искусстве, но данное полотно не очень известно публике. Здесь поэт, сидя летним вечером на веранде своего дома, наслаждается погодой и природой и, видимо, на него вот-вот нахлынет волна вдохновения. Обращает на себя внимание большой черный кот слева. Как известно, Пушкин обожал котов.

Валентина Ивановна Обозная. «Пушкин читает стихи». 1977.
Валентина Ивановна Обозная. «Пушкин читает стихи». 1977.

В. Обозная также отразила момент жизни Пушкина в Михайловском. К поэту захаживали "скучные соседи", посещал его и местный священник. Тут мы видим момент, показывающий, как поп крестит смеющегося Пушкина, который читает ему свои стихи. Они явно кажутся гостю крамольными.

Елена Ревуцкая. «Пушкин и Арина Родионовна».
Елена Ревуцкая. «Пушкин и Арина Родионовна».

Прелестный рисунок Е. Ревуцкой на тему теплых, душевных отношений Пушкина и его няни. Известно ее влияние на становление творчества поэта и то, как нежно он ее любил. Интерес поэта к русскому фольклору, к сказкам - во многом заслуга няни.

Андрей Тимофеевич Кузнецов. «Пушкин». 2003.
Андрей Тимофеевич Кузнецов. «Пушкин». 2003.

А изображение солнца нашей поэзии А. Кузнецовым обыгрывает его африканское происхождение. Тут Пушкин показан с нарочито подчеркнутыми негритянскими чертами лица. Окантовка из рисунков, стилизованных под африканское искусство, не оставляет сомнений в намерениях художника. Пушкин с уважением относился к своим африканским корням и неоднократно говорил о них в своих стихах и прозе. "Под небом Африки моей...", "я - повеса вечно праздный, потомок негров безобразный..." и т.д.

Михаил Юрьевич Шаньков. «Переправа». 1999.
Михаил Юрьевич Шаньков. «Переправа». 1999.

Картина М. Шанькова изображает поэта как путешественника. Пушкин очень много путешествовал, у него была "жажда к перемене мест". Он побывал в разных губерниях России, был на Кавказе, в Крыму, в Молдавии... Неоднократно просил царя пустить его за границу, но царь не пустил. Чего он боялся, этот жалкий царь?! Что Пушкин не вернется в Россию? Смешно.

Александр Михайлович Герасимов. «А. С. Пушкин и Адам Мицкевич». 1956.
Александр Михайлович Герасимов. «А. С. Пушкин и Адам Мицкевич». 1956.

Забавная картина А. Герасимова, где Пушкин рука об руку гуляет с Адамом Мицкевичем по Петербургу. С современной точки зрения это выглядит потешно. Картина была написана в 1956 году, когда подобные прогулки двух элегантных мужчин, держащихся за руки и нежно глядящих друг на друга, не воспринимались как что-то странное.

Польский поэт Мицкевич приезжал в Петербург и был с радостью принят в круг Пушкина. Оба поэта испытывали взаимный интерес и симпатию, они подружились. Но не думаю, что они вот так гуляли по улицам.

Мартирос Сергеевич Сарьян. «Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова». 1936-1937
Мартирос Сергеевич Сарьян. «Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова». 1936-1937

Впечатляющая картина Мартироса Сарьяна запечатлела момент из кавказского путешествия Пушкина, когда на горной дороге он встретил повозку, везущую в Россию тело Александра Грибоедова, бывшего посланником в Персии и растерзанного там толпой тупых фанатиков.

Нападение на российское посольство было связано с тем, что там укрывались армяне, которые хотели вернуться в Армению (тогда - часть Российской империи), что им Персия ранее запрещала. Россия же, победив в русско-персидской войне, одним из пунктов мирного договора сделала условие свободного возвращения армян домой. Среди этих людей оказался и мирза Якуб Маркарьян, один из евнухов гарема шаха. Отпустить его шах не захотел и науськал фанатиков на резню в русском посольстве.

Николай Владиславович Бессонов. «Предчувствие». 2003.
Николай Владиславович Бессонов. «Предчувствие». 2003.

На картине Н. Бессонова показан эпизод из жизни Пушкина, когда он пришел к своему другу Нащокину, а тот жил семейно с цыганкой Ольгой. К ним зашла в гости и другая цыганка - Таня. Пушкин попросил ее спеть для него, и она выполнила его просьбу. Как потом рассказывала Таня, Пушкин был весьма грустен и полон мрачных предчувствий, хотя и стряхнул потом с себя это настроение, чтобы не огорчать друга.

Борис Александрович Михайлов. "Ура, хвала и честь поэту-камергеру!". 2008.

И, наконец, хочу показать картину Б. Михайлова, на которой Пушкин в полосатом халате саркастически "празднует" получение им придворной должности камер-юнкера. Кстати, камергером он не был. Царь пожаловал ему должность, которую обычно дают юношам, а не зрелым мужчинам 30 с лишним лет, для того, чтобы посещение придворных балов стало для Пушкина и его жены обязательным. Ведь Наталья Николаевна была красавицей и желанной гостьей на таких мероприятиях.

Пушкин воспринял свою должность камер-юнкера как издевательство. Чем закончились эти дворцовые танцы, всем известно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх