На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кукушка постаралась

У короля Энрике IV не было детей от первой жены. И со второй, Жуаной, брак долго оставался «белым», неосуществлённым. На полном серьёзе в Кастилии говорили, что государь «лишён силы». Тем не менее, в 1462 году на свет появилась девочка-принцесса. «Кукушка постаралась», - веселились придворные. И даже назвали фамилию этой «кукушки».

полотно А.Д.Элсли
полотно А.Д.Элсли

Король и королева – прежде всего – знаковые фигуры. И только потом они супруги. Браки среди правителей редко заключались по любви или даже по взаимному расположению. Иногда доходило и до открытой неприязни. Например, наследник английского престола, Георг Уэльский, не скрывал, что на дух не переносит свою жену Каролину. Их вынудили пожениться в 1795 году. Но при первой встрече с невестой принц едва не упал в обморок. «Она вообще никогда не моется?» - спросил у камердинера Георг, когда его наречённая покинула комнату. Но принц всё-таки выполнил свой долг перед Англией. Спустя 9 месяцев в королевской семье радовались рождению дочери.

Иное дело – история с «маленькой Струэнзе». Принцесса Луиза-Августа, появившаяся на свет в 1771 году, хотя и была признана датским королем Кристианом Седьмым, внешне была куда больше похожа совсем на другого человека. Да и король к тому времени давно не жил с супругой. У него учащались приступы безумия, и в скором времени Кристиан мог совсем помутиться разумом.

М. Фёльсгор в роли короля Кристиана в фильме "Королевский роман"
М. Фёльсгор в роли короля Кристиана в фильме "Королевский роман"

Кстати, и детей короля Карла VI Безумного, которые родились после 1393 года, тоже «за глаза» называли бастардами. Правитель Франции терял остатки рассудка на глазах у своей семьи и подданных. Королева Изабелла Баварская иногда не решалась даже подойти к нему. Однако принцессы Мишель и Екатерина, принцы Людовик, Жан, Карл и Филипп всё-таки появились на свет. «Кукушка постаралась», - снова болтали в Париже. Именно эта неопределённость с происхождением давала повод могущественным сеньорам королевства выступить против наследного принца Карла. Дескать, как можно короновать человека, чьим отцом может быть совсем не французский государь? Масла в огонь подливала и сама Изабелла, которая несколько раз утверждала, что Карл – бастард. Впрочем, он всё-таки стал королем. И помогла ему в этом простая девушка Жанна д’Арк.

Были сомнения и в отцовстве принцессы Жанны, дочери Маргариты Бургундской и Людовика X. Девочку на всякий случай отстранили от престола, сославшись на древний закон, что женщины не могут править французским королевством. Однако никто не нашёл аргументов, чтобы лишить её и наваррской короны. Это был компромиссный вариант. Синица в руках.

Карл VI, иллюстрация их Хроник Фруассара
Карл VI, иллюстрация их Хроник Фруассара

А в семнадцатом столетии про сына короля Якова II и вовсе говорили – нет его. Придумали историю с рождением, чтобы обеспечить продолжение династии Стюартов. И хотя устроить подлог в опочивальне королевы было практически невозможно, в Лондоне продолжали распространять слух про подброшенного младенца. Яков потерял трон, так и не сумев убедить англичан в своей правоте. 

«Понятия не имею, откуда моя жена берёт детей», - насмешливо говорил великий князь Пётр Фёдорович. Это высказывание ставило под сомнение происхождение его сына Павла, а также великой княжны Анны. Все видели, что будущий император не ладит с женой, и, получив российский трон, скорее всего, быстро подаст на развод. Пётр III потому и правил так мало, что Екатерина Алексеевна не желала оставаться не у дел. Были бы их отношения теплее, старались бы они сохранить хотя бы видимость благополучия, возможно, история сложилась бы по-другому. Но эти двое придерживались принципа "на троне должен остаться кто-то один". Ни в чём не могли договориться.

портрет Елизаветы Баварской, кисти Винтерхальтера
портрет Елизаветы Баварской, кисти Винтерхальтера

Младшую дочь австрийской императрицы Елизаветы Баварской злые языки тоже отнесли к числу «детей кукушки». Елизавета подолгу отсутствовала в Вене, но зато любила бывать в Венгрии. Вот там-то, по мнению некоторых современников, императрица и повстречала графа Дьюлу Андраши. Так что принцессу Марию Валерию часто называли «венгерским ребёнком». К тому же, Елизавета выделяла девочку среди всех своих детей, и часто подчеркивала: «Она – моя единственная». Впрочем, любовь императрицы к младшей дочери была легко объяснима совсем другой причиной: Елизавету всегда разлучали со старшими наследниками, а вот Марию Валерию она могла воспитывать и баловать, как хотела.

Император Александр I признал двух дочерей своей жены Елизаветы Алексеевны, хотя редкий человек во дворце был уверен, что девочки – настоящие Романовы. А венгерский король Кальман Первый категорически отказывался называть своим наследником сына княжны Евфимии, на которой он женился в 1112 году. Борис Конрад так и не добился признания, хотя посвятил этому всю жизнь.

по мнению некоторых англичан, принц Гарри больше похож на майора Д.Хьюитта, чем на принца Чарльза
по мнению некоторых англичан, принц Гарри больше похож на майора Д.Хьюитта, чем на принца Чарльза

В разное время подвергалось сомнению рождение короля Людовика XIV, некоторых детей императора Павла I, наследников испанской королевы Изабеллы II. До сих пор периодически возникают вопросы: «А кто же отец принца Гарри?». Окончательный ответ могла бы дать генетическая экспертиза, но королевская семья – по вполне понятным причинам – не делает её, или не считает нужным раскрывать результаты (если таковая проводилась).

А всё потому, что в появлении каждого их этих «спорных» детей была какая-то существенная деталь: у короля Энрике десятилетиями не наблюдалось наследников. Как, впрочем, и у Людовика XIII с Анной Австрийской… Королевы Маргарита Бургундская, Евфимия и Каролина-Матильда были неосторожны и нарушили данные при венчании обеты. Но иногда это было просто выгодно другим – считать, что наследник не является прямым потомком короля. Тогда возникал законный путь оспорить его право на трон и власть.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх