На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Фиктивная семья на Руси: странный вариант проживания большого числа людей, без кровного родства

Интересный вариант фиктивной крестьянской семьи, существовавшей в Российской империи, я узнала из публикации Александры Яковлевны Ефименко "Исследование народной жизни. Обычное право".

А.Я. Ефименко - русский историк и этнограф, первая в России женщина — почётный доктор русской истории. Родилась она в Архангельской губернии в середине 19 века, умерла в начале 20.

 

Причины для создания такой фиктивной семьи были в первую очередь - экономические. Сообща жить было проще. Но нельзя было просто сформировать некую коммуну из людей разного пола и возраста. Нужно было создать хотя бы видимость семьи, в которой имеется глава (мужчина), а также большуха (его жена), дети, и прочие родственники.

Любопытный пример такой семьи описал барон Гакстгаузен. Заметил такое семейство он в Ярославской губернии.

"Главой семейства был бездетный старик, уже более двадцати лет лишившийся жены, а большухой - вдова, его дальняя родственница, имевшая пятилетнюю дочь; муж покойной дочери большухи был женат во второй раз, и он-то со своей женой и с пятью детьми исполнял главные обязанности по хозяйству".

 

Однако в этой семье все-таки была некоторая родственная связь, хотя, очевидно, не она в первую очередь связывала "семью", а экономический расчет.

А вот Александре Ефименко в конце 19 века довелось видеть семьи более удивительные.

Фиктивная семья на Руси: странный вариант проживания большого числа людей, без кровного родства

Вот один такой пример:

Бездетный крестьянин пригласил к себе "на житье" женатого крестьянина из большой семьи. Этот крестьянин умер, осталась его бездетная жена, которую старик снова выдал замуж и ее мужа взял в свой дом; как будто она - его дочь, а новый муж - зять.
У этой четы опять нет детей. Тогда старик берет в дом чужую девушку вместо дочери и выдает замуж, в свою очередь принимая в дом ее мужа.
Таким образом оказывается, что в одном доме живут три поколения чужих: старик, заменяющий деда, первая чета - второе поколение, и вторая чета - третье. И живут они не хуже других семей, с кровным родством, и никто не удивляется такой странной семье, так как она вовсе не редкость в крестьянстве.

 

Причина такого союза - как было сказано, экономическая. Невозможно жить в одиночку в деревне, полноценно занимаясь сельским хозяйством. А даже если не сельским хозяйством, а охотой, отхожими промыслами и прочими работами, все равно в деревне для того чтобы выжить, а желательно еще и не жить в нищете, вплоть до конца 19 века нужна была сплоченная группа людей.

Однако, зачем создавать именно видимость семьи?

Вероятно, как предполагает Александра Ефименко, патриархальные крестьяне считали, что только союз, имеющий форму семейного, кровного родства, дает какие-то гарантии целостности и долговременности сожительства.

Но, видимо, таки семьи просуществовали как раз только до начала ХХ века, потому что при формировании колхозной системы в СССР отпала необходимость в существовании многочисленных семей. Человек в колхозе мог уже выжить и в одиночку.

Не говоря уже о том, что многие крестьяне стали переселяться в города, где большие семьи и вовсе не нужны. И так необходимость создания большой псевдосемьи сама собой отпала. Да и большой кровной семьи тоже.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх