Свежие комментарии

  • Михаил Бутов
    Разумеется. Также вызывает сомнение, будто Сталину не сообщили про замену теплохода "Иосиф Сталин" на теплоход "Серге...Как Волго-Донский...
  • Виктор Луговой
    Про раскочегаривание теплоходом топок, конечно, журналистская вольность? Дизелям вроде как бы топки ультрафиолетовы...Как Волго-Донский...
  • Резидент 007
    "Во время 20 съезда КПСС Ежов выступил с докладом о культе личности." Вот такие бывают от автора статьи новости.Как большевики хо...

Что выпускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР

Что выпускала «советская заграница»: Какие товары из Прибалтики и почему были мегавостребованы в СССР


Республики Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу в 1939 году. Жители СССР всегда воспринимали их как эталон материального благополучия, своеобразный кусочек Европы. Этому способствовала не только особая архитектура, но и дефицитные продукты питания, наличие личных хозяйств во временах совхозов и т.д. В советское время многие товары из Прибалтики были чрезвычайно востребованными и популярными. Их знал каждый человек, проживающий на территории Советского Союза. Читайте в материале, что это были за сверхпопулярные марки товаров народного потребления.


Рижский вагоностроительный завод

Микроавтобусы Рижского завода в народе называли «рафиками».

Микроавтобусы Рижского завода в народе называли «рафиками».


На известном Рижском автобусном заводе выпускались знаменитые микроавтобусы, который в народе ласково звали «рафики». В 60-70 годы это был PAФ 677, потом появился PAФ 2203, выполненный на основе автомобиля «Волга» ГАЗ 24. Его использовали как одиннадцатиместную маршрутку, автомобиль скорой помощи или реанимации, милицейский транспорт, и, конечно же как экскурсионный транспорт. Именно на модели 2203 перемещались участники Олимпиады-80. Когда Советский Союз распался, рафики практически перестали покупать. Затем в городе Нижний Новгород начался выпуск похожих моделей, то есть Газелей.
Продукция Рижского завода перестала быть востребованной в России, и его закрыли в 1997 году.

Был ещё один завод, поставлявший в СССР транспорт. Это Рижский вагоностроительный завод с эмблемой RVR. Он существовал с далекого 1895 года и ранее назывался «Феникс». Когда закончилась Великая Отечественная война и произошла национализация, на базе «Феникса» стали производить пригородные электропоезда, трамваи, дизель-поезда. Их можно было увидеть в любой точке Советского Союза. Люди старшего поколения прекрасно помнят зелёную электричку ЭР. Достаточно уютные вагоны, оснащенные деревянными скамейками, курсировали по всей стране. На железных дорогах, которые не были электрифицированы, бегали прибалтийские дизели. Кстати, на этом же заводе был сконструирован знаменитый скоростной поезд ЭР 200, что летал между двумя столицами — Москвой и Ленинградом. До 2000 года по улицам советских городов разъезжали трамваи Рижского завода. В 2020 году предприятие было признано банкротом. Сегодня, к сожалению, его территория полностью запущена, некоторая часть сдаётся в аренду частным фирмам и магазинчикам.

Переносной Шилялис – мечта советских телезрителей

Переносной телевизор «Шилялис» олицетворял собой свободу от проводов.

Переносной телевизор «Шилялис» олицетворял собой свободу от проводов.


Во времена Советского Союза в Прибалтике функционировал Каунасский радиозавод. Это было крупное предприятие, на котором работало более семи тысяч человек. Знаменитые переносные телевизоры выпускались на нём с 1972 года. Купить их желал практически каждый советский человек. Кроме того, небольшие телевизоры закупали более чем двадцать зарубежных стран. Впервые цветной телевизор «Шилялис Ц 401» появился в продаже в 1978 году. Он имел ярко-окрашенный красивый корпус и мог похвастаться диагональю в 32 см. Такой телевизор прекрасно подходил для маленькой кухни в панельке. Весил он 17 кг, имел небольшие размеры, и потому его легко можно было прихватить за город, во время поездки на дачу или же в поход. Телевизор имел антенну встроенного типа и мог работает от автоаккумулятора. Стоил «малыш» очень дорого — около 500 рублей. Несмотря на это, он исчезал с прилавков в одно мгновение. В восьмидесятые годы стали выпускать новые модели, более стильные и «навороченные». Когда Литва стала независимой, предприятие еще работало. Но через несколько лет производство пришло в упадок, и в 1993 году Каунасский радиозавод был закрыт.

Радиолы, приемники ВЭФ и знаменитая Спидола

Радиоприемник «Спидола» был невероятно популярен среди населения.

Радиоприемник «Спидола» был невероятно популярен среди населения.


Электротехнический завод VEF («ВЭФ») основали в далёком 1919 году. Во времена СССР это было очень крупное предприятие, выпускающее радиоэлектронику. На нём работало более 20000 человек. Покупатели с удовольствием приобретали высококачественную радиоаппаратуру и телефоны этого завода. В шестидесятые годы появился знаменитый транзисторный переносной радиоприёмник на батарейках «Спидола». Его особенностью была возможность принимать короткие волны, то есть владелец приемника мог слушать западные радиостанции. Телефоны ВЭФ, с диском или кнопками, были дефицитным товаром. Достать их было очень сложно. Кстати, на этом же заводе производились микроскопические фотокамеры слежения, так называемые шпионские (марка Minox). В конце девяностых приватизировали и раздробили на немалое количество маленьких фирмочек. В основном они все разорились. Сегодня на территории предприятия расположен ТЦ Domina. Бывшие заводские цеха используются в качестве складских помещений.

Духи Dzintars и жевательная резинка Kalev

О духах «Дзинтарс» мечтали многие советские женщины.

О духах «Дзинтарс» мечтали многие советские женщины.


Dzintars в переводе означает янтарь. Эта марка существовала с 1849 года, а когда в пятидесятые годы произошла национализация, начал свою работу косметическо-парфюмерный завод, ставший лидером косметической и парфюмерной продукции огромного Советского Союза. Не было женщины, которая бы не мечтала купить духи «Тайна рижанки», «Рижская сирень», «Кокетка», «Соло» и так далее. Они имели очень неплохие композиции и прекрасно конкурировали с «Новой зарей». Советские дамы были без ума от прибалтийских духов, независимо от того, что цена на них была достаточно велика, покупали их при первой же возможности. После крушения СССР завод функционировал ещё некоторое время, но попытки выплыть не удались. В 2019 году предприятие обанкротилось.
Не менее популярным, чем духи, товаром была сладкая продукция, предлагаемая фабрикой кондитерских изделий Kalev.

Знаменитая эмблема-парус была создана в 1806 году, когда фабрика начала работать. Выпускались вкуснейшие шоколадки и конфеты, воздушный зефир, фруктовый мармелад и хрустящие вафли. Наименований было очень много, более двухсот. Но известной в СССР фабрика стала после того, как в производство была запущена жевательная резинка. Это произошло в 1976 году. Долгие годы вкусная жвачка выпускалась в прямоугольных брикетах, о которых мечтал каждый советский школьник. Когда настало время проведения Олимпиады 80, Прибалтика закупила импортное оборудование для производства бубль-гума и быстро стала лидером по изготовлению жевательной резинки. Пластинки, на которых были надписи на русском эстонском языке, стоили 50 копеек. В пачке папочке находилось 5 пастилок. Вкус был разным — от мятного до кофейного. Это был просто восторг для детворы. Сегодня на фабрике выпускается различная продукция, имеющая марку Kalev, хотя с 2018 года ею владеет концерт Orkla (Норвегия).
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050122/52182/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх