Император Николай II и его супруга Александра Федоровна очень внимательно относились к образованию своих наследников. Дети учились дома. Учителей, настоящих профи в своей специальности, выбирала сама императрица и лично назначала им достойную зарплату. Один из преподавателей, Пьер Жильяр, смог спастись после Революции и написал мемуары, из которых последующие поколения узнали о том, как учились царские дети.
Организация учебы была потрясающей: светлые и просторные классные комнаты, большое количество наглядных пособий и книг в огромной библиотеке, продуманное расписание уроков. У ребят были полноценные перемены между занятиями с прогулками на свежем воздухе. Учитывался уровень знаний, здоровье и склонности каждого ребенка.
Преподаватель математики — коллежский советник
Великая княжна Марья Николаевна и остальные девочки начали учиться примерно с 6 лет. Сначала занимались чтением, письмом, учили арифметику под чутким руководством Соболева. К 7 годам активно изучали английский и французский языки и уже могли ездить верхом. Малышкам выдавали наглядные пособия: косточки разного цвета, кубики, а также монеты из меди и серебра с изображением цифр. Пользовались задачниками Паульсона и Аржанникова, которые приносил учитель, коллежский советник Соболев.
В каждом письме Александры Федоровны Николаю II были рассказы о том, что усвоили дети. Императрица всегда присутствовала на первом уроке каждого нового учителя, строго следила за ходом учебы и педагогическим составом. Интересно, что коллежский советник составлял подробные отчеты о своей работе: вручал экземпляр Александре Федоровне, а остальное отправлял в образовательные инстанции.
Преподаватели иностранных языков: Жильяр и Гиббс
Основной состав учителей появился во время учебы старших девочек. Их подбирали по рекомендациям. Сохранились записи, где указаны количество часов того или иного преподавателя в неделю и их стоимость. К примеру, в 1908–1909 годах у П. Жильяра было 8 уроков в неделю, за которые он получал 1600 рублей, а в 1909–1910 стало 13 часов с жалованьем 2300 рублей. Гиббс в эти годы вел 6, затем 13 часов, получая 1200–2300 рублей в неделю. Жильяр и Гиббс жили в Царском Селе, а остальные учителя приезжали из Петербурга.
Царевич Алексей начал учить иностранные языки гораздо позднее девочек. Учитель английского языка Сидней Гиббс (рекомендованный императрице фрейлиной С. И. Тютчевой) рассказывал, что родители царевича осознанно откладывали обучение из-за болезненности мальчика. Еще они считали, что наследник должен больше внимания уделять родному языку и выработать, в первую очередь, чистоту выговора.
Сидней Гиббс стал уделять больше внимания Алексею с 1916 года, положительно влияя на формирование характера и поведение мальчика. Этот достойный учитель, выпускник Кембриджа, после революционных событий поехал вслед за семьей царя в Тобольск, и только наличие английского подданства уберегло Гиббса от расправы большевиков.
Учебе уделялось больше времени, чем общению с родителями
Если судить по расписаниям уроков, у царских детей почти не было времени на встречи с родителями. Даже утренний чай они пили раздельно. И хотя в реальности дети видели отца и мать чаще, чем это указывалось на бумагах, возможности долго быть рядом у них не было.
С девочками занимался штат воспитателей и фрейлины, которые также участвовали в обучении. Известно, что после отречения от престола Николай II вместе с супругой не стали прерывать образование детей. Сама Александра Федоровна учила вместе с сыном катехизис, учителя русского языка П.Петрова сменил сам лейб-медик Е.С.Боткин, а математика Соболева — гоф-лектриса Трина Шнейдер. Баронесса Буксгевден занималась с тремя младшими девочками игрой на фортепиано, до конца были рядом Сидней Гиббс и Пьер Жильяр. Только гибель всей царской семьи остановила это поистине блестящее обучение…
Царских детей обучали лучшие учителя со всей России и Европы — хорошее образование могли себе позволить только избранные. В наше время гораздо больше возможностей найти достойных учителей, чем это было по времена Николая II.
Свежие комментарии