На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Корсаж": Угнетение или неприкаянность?

Все-таки культурный контекст - великая вещь. Как меняется восприятие, если в детстве смотреть не трилогию о Сисси с Роми Шнайдер, а читать "Похождения бравого солдата Швейка". Ярко и выпукло описанные Гашеком последние годы существования Австро-Венгерской империи неизбежно накладываются на любое повествование о жизни августейшего двора, придавая ему очень пикантный колорит.

Сложно сказать, началась ли в обществе волна сиссимании, или же ее пытаются разогреть, но в 2022 году выходят аж три проекта про жизнь одного из туристических символов Австрии, Елизаветы Баварской - два минисериала и полнометражный "Корсаж", который появится 20 октября и на наших экранах.





"Корсаж" показывает жизнь Елизаветы Баварской в районе того момента, когда ей исполнилось 40 лет, т.е. 1877 года. С одной стороны, период вроде бы кажется спокойным, одни потрясения уже позади, другие еще только впереди. С другой - именно этот момент режиссерша Мари Кройцер выбрала для отображения максимальной драмы жизни Сисси.

Героиня погружается в ванну с головой. Киноман сразу вспомнит "Идеальную грусть" и гораздо более известную цитату той же сцены в "Реквиеме по мечте". У Елизаветы это одна из разнообразных фитнес-тренировок, но, думаю, Мари Кройцер уже в самом начале намекает нам, что конец будет несчастливым.



Наверное, у фильма есть как минимум два прочтения. Первое, скорее всего "официальное", всячески подчеркиваемое трейлером - феминистский месседж о страданиях женщины в тисках ограничений общества. Даже если ты императрица, ты все равно в корсете. Второе прочтение лучше всего воспринимается через жизнь сестры Елизаветы. Ми-ми-ми Сисси запрещает ей выходить замуж, контролирует диету, да и жизнь вообще. Просто потому, что, по мнению Елизаветы, только сестра ее, Елизавету, любит. Может быть, дело не в страданиях женщин вообще, а в характере одного конкретного человека, самой императрицы?



Хотя, конечно, главной героине не позавидуешь. Даже четвертый ребенок, которого она таки сумела вырвать из рук свекрови и воспитывает самостоятельно, стесняется матери. Все вокруг чужие, никто ее не понимает. Но, при этом, она имела возможность повлиять на свою жизнь и жизнь своей страны множеством разных способов, вполне приемлемых обществом - быть патроном искусства или даже науки, заниматься социальными проектами. В картине это есть, но скорее фоном, кажется, что главное для "принцессы Дианы" 19 века - верховые прогулки и прочий фитнес.



Посмотрите на зеленые пятна в верхней части кадра. Это замазанные при помощи постобработки современные светящиеся табло "Выход", совершенно неуместные в Вене 19 века. Увы, в картине есть сцена, где табло не замазали и они отлично видны. Анахронизмы вроде табличек, пластикового поломойного ведра со шваброй или трактора 1950-х создают не то атмосферу абсурда, не то ощущение небрежности создателей фильма. Дополнительное ощущение небрежности создает путаница с терминологией. На экране тщательно затягивают корсет, специальную конструкцию для формирования стройной фигуры. А корсаж - это часть платья, прикрывающая грудь, которая может быть удобной и никак не участвовать в формировании фигуры.

Еще один аргумент за цитату из "Реквиема по мечте" - появляющийся во второй половине картины героин. В реальной истории были еще такие пикантные вещи как впрыскивания кокаина. Это объяснимо - героин и кокаин в конце 19 века воспринимаются как новые классные лекарства, и их опасность еще не осознавали. Но добраться до уровня деградации героев "Реквиема" Елизавета не успела ни в реальной истории, ни в финале фильма, который от нее отклоняется.

Саундтрек картины своей меланхоличностью напоминает Kaleida, тут исключительно дело вкуса, мне понравилось.

В целом же получился в чем-то противоречивый фильм. В нем нет слащавости и "хруста французской булки", которые бы сделали его привлекательным для поклонников августейших персон. А феминистский месседж несколько портит факт, что героиня, по сути, проигрывает свою борьбу с корсетом, а не побеждает. Хотя критикам, похоже, понравилось - "Корсаж" успел получить приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль .

Картина выходит на российские экраны 20 октября стараниями Russian World Vision.

Выражаю благодарность администрации ЖЖ за возможность ознакомиться с фильмом.

Я в социальных сетях:Вконтакте, YouTube
Поблагодарить деньгами: ЮMoney, Webmoney

attentioneer.jpg

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх