
Первая в России подлодка, 1721 год, времена Петра I
Терминология – это зачастую что-то очень запутанное и достаточно мутное. Редко когда встретишь определения, имеющие четкое объяснение. Обычно существует масса гипотез, которые раскрывают, почему возникло то или иное название. В случае с подводными лодками ситуация примерно такая же.
Попробуем несколько разобраться в теме, определенной в заголовке. Хотя здесь следует отметить тот нюанс, что сегодня подводные лодки все чаще начинают называть именно подводными кораблями.
Версия первая («детская»)
Некоторые считают эту версию подходящей только для детей или мучительно плохо информированных взрослых. Как бы там ни было, мы все-так остановимся на ней.
Суть в этом случае заключается в том, что раньше, когда подводные лодки только появились, они были очень маленькими. Их экипаж зачастую состоял из 1 человека, ну или максимум – из 4.
При этом их автономность была минимальной, то есть запас хода оставлял желать лучшего. В связи с этим подлодки перевозили на кораблях, чтобы доставить их в точку непосредственного применения.
Отсюда получилось, что морские суда, которые перевозили, запускали и обслуживали с помощью других морских судов, стали называть лодками.
Если же судно не может перевозиться другим судном, то это явно корабль.
Вот такая интересная версия, рассчитанная на любителя в этом вопросе. Но может она и имеет право на существование. Терминология – дело темное.
Версия вторая, основанная на центрах тяжести и плавучести
Конструкция корабля обусловливается тем, что его центр тяжести располагается над центром плавучести. Под последним понимается геометрический центр конкретной части корпуса судна, погруженной в воду.
У подводной лодки все наоборот. Там центр тяжести находится под центром плавучести.
Все это приводит к возникновению своих особенностей движения при повороте рассматриваемых морских аппаратов:
- Корабль, когда поворачивает, наклоняется наружу от центра поворота.
- Подлодка же при таком маневре заходит в поворот, то есть валится внутрь.
Эта разница и определяет, почему один морской аппарат – это корабль, а другой – подводная лодка.
Как дела обстоят сегодня
В начале статьи уже упоминалось о том, что термин «лодка» все реже присоединяют к определению «подводная». Теперь на крупных флотах мира все в большем ходу название «подводный корабль».
Это касается не только английского языка, но и русского.
Только маленькие страны, использующиеся небольшие субмарины, продолжают называть их подводными лодками. В остальном мире ситуация уже давно другая.
Вывод
Версия о том, что подлодки называются именно так, потому что на заре их создания они перевозились другими судами, не выглядит такой уж глупой.
Это в наши дни, когда существуют морские корабли, способные перевозить другие суда весом до 56 тыс. тонн, все это воспринимается несколько смешно. Но тогда были другие технологии, что вполне объясняет возникшее название.
Что касается нюансов поведения подлодки и обычного корабля при повороте, то это уже более современное объяснение рассмотренного вопроса. Вряд ли кто-то заморочился по этому поводу в прошлом таким образом, что это отразилось на названии нового вида морских аппаратов.
Свежие комментарии