Первый раз Ивана III обручили с будущей женой, когда ему было 7 лет, а невесте лишь пять. Через 5 лет состоялась свадьба. Любил ли мальчик-князь свою девочку-жену? Дальнейшие события дали ответ на этот вопрос.
Смута и чума
В 1425 году Москва оплакивала великого князя Василия Дмитриевича. Он оставил после себя взрослых дочерей и позднего сына Василия, которому исполнилось только 10 лет. Мальчику, а особенно его властной матери, дочери литовского князя Витовта, не желали покоряться родственники. Особенно Юрий Звенигородский.
Чуть позже из-за неосмотрительного поведения Софьи Витовтовны, на Руси разорелась последняя смута - междоусобная война князей московского дома.
Василий Васильевич Темный
Но в том же 1425 году несчастья сыпались, как из рога изобилия и на Тверь, всегда соперничавшую с Москвой за верховенство среди русских княжеств. Только виновата была не родственная вражда, а чума, которая всего за год унесла сразу трех великих князей Твери: Ивана Михайловича, Александра Ивановича и Юрия Александровича.
Княжеский стол достался Борису Александровичу, женатому тогда на дочери Можайского князя Анастасии Андреевне, которая приходилась родственницей князьям Москвы и была внучкой Дмитрия Донского.
Убежище, сравнимое с пленом
В 1446 году семья свергнутого князя Москвы Василия Васильевича Темного в составе его бабушки Софьи Витовтовны, матери Марии Ярославны Боровской и трех первых сыновей Темного, оказалась в Твери.
Тверской князь долго качавшийся между воюющими сторонами и Литвой, решил дать приют свергнутому великому князю под благовидным предлогом родственных чувств.
Но преследовал Борис Александрович свои цели. Именно он настаивал на помолвке маленького Ивана, старшего из оставшихся сыновей Василия Темного и своей дочери Маши.
Дети не понимали ничего, а взрослые хорошо знали, что они делают. У семьи Василия Темного не было другого выхода: гонимый, лишенный престола, он союзников не выбирал. Мог ли он отказаться? Мог, но в случае отказа хитрый Борис Тверской просто выдал бы его недругам.
А Борис Александрович стремился использовать положение будущего свата, выгодно пристроить дочь, а возможно, в случае чего стать регентом при малолетнем внуке. Трудно сказать, как далеко простирались честолюбивые замыслы князя Твери.
Летописец записал слова Бориса Тверского:
«Князь же Борис Александрович рече великому князю: „жени у меня сына своего Ивана, а не женишь, и яз тебя выдам опять князю Дмитрею“. Он же неволею обруча дщерь Марию за сына своего за князя Ивана»
Свадьбы
Вскоре Василий Темный вернул себе княжество и свое место, а Борис Тверской начал торопить его с выполнением обещаний, опасаясь, что утвердившийся во власти Темный откажется от свадьбы сына и его дочери.
И Василий Темный под нажимом будущего родственника, которому дал клятву на святом Писании, вынужден был согласиться. Детям даже не дали подрасти. Под венец отправилась 10-ти летняя невеста и 12-ти летний жених.
Иван III был умным мальчиком. А его мать, Мария Ярославна обладала хорошей памятью, укрепившейся за годы невзгод. Богатое приданое, которое дал за Машей Борис Тверской, не смогло смягчить суровое сердце свекрови и юного мужа.
Через год овдовевший Борис Александрович Тверской женился вторично на Анастасии Шуйской-Глазатой, происходившей из Суздальско-Нижегородского княжеского дома.
Вторая жена подарила ему долгожданных сыновей Сашеньку и Мишеньку. Вырос только второй, на свою беду.
Нелюбовь
Будущему Ивану III было 18 лет, а его жене 16-ть, когда у пары родился первенец, названный Иваном. Мальчик войдет в историю, как Иван Молодой, но ему не суждено будет унаследовать Московский княжеский стол.
Иван Иванович Молодой
Мария Борисовна была покорной женой и нежной матерью. Но власть принадлежала ее свекрови. Даже когда Иван III в 1462 году сменил отца на престоле, Мария Борисовна не стала первой дамой двора.
Ее отца к тому времени уже не было на свете, в Твери княжил ее младший брат Мишенька, мальчик 8-ми лет.
В 1467 году Мария Борисовна Тверская, которой едва исполнилось 25 лет внезапно занемогла. Подозревали, что занедужить ей "помогла" свекровь. Молодая женщина в расцвете сил угасла за считанные часы, когда ее супруга не было в Москве. Прощаться с женой Иван III не приехал, это говорит о многом.
Мария Борисовна Тверская
Месть
Иван III женился вторично через 6 лет, на Софье Фоминичне Палеолог. Сын Марии Тверской был некоторое время соправителем отца, но его не стало, а внук Дмитрий проиграл борьбу "Палеологине". Но это будет позже.
А вот родственникам Ивана III из Твери не поздоровилось гораздо раньше.
Вторая жена его бывшего тестя, мачеха Марии Борисовны, в 1485 году попыталась утаить от великого князя Ивана Васильевича казну своего мужа. Заговор был раскрыт: Москва всюду держала своих шпионов.
Иван III Васильевич
Анастасию Шуйскую сослали под строгий надзор в Переславль-Залесский. А ее сын, последний князь Твери надумал жениться на дочери Литовского короля Казимира IV Ягеллончика. Москва расценила эту свадьбу, как предательство и сепаратный сговор против князя Ивана III.
Великий князь двинул на Тверь войска, чтобы навсегда покончить с раздробленностью и отомстить Твери за долгие века соперничества. Ну, а заодно, Иван Васильевич закрывал давний "гештальт" с принудительной женитьбой.
Михаил Тврской бежал в Литву и закончил свои дни на чужбине, сыновей у него не было. Так что Иван III считал Тверь своим наследством.
Мораль? Мораль простая: никогда не обижайте маленьких мальчиков, ибо они вырастут.
Свежие комментарии