На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Лица файюмских портретов – лица реальных людей, живших 2000 лет назад

Файюмские портреты – прекрасные произведения древнего искусства. В то же время они – неотъемлемая часть важной стороны жизни жителей греко-римского Египта, этап сложного погребального культа. И, согласно верованиям Древнего Египта, одна из гарантий возвращения души умершего в его тело для бесконечного загробного существования.

Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене / Matthias Kabel

Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене / Matthias Kabel

На древнеегипетских мумиях эпохи римского владычества они заменяли погребальные маски. Европейцы открыли их для себя в XIX веке.

Поначалу файюмские портреты воспринимали как произведения древнего искусства, а мумии ценились сами по себе. Поэтому контрабандисты и торговцы антиквариатом продавали «товар», часто не сообщая сведений о месте находки. Только научные раскопки позволяли сохранить целостность всего комплекса погребения. Но из-за грабительских раскопок и неконтролируемой торговли находками подавляющее большинство файюмских портретов попали в музейные собрания отдельно от своих мумий.

Мумия мальчика-подростка из некрополя Хавара (Фаюм) с портретом. Британский музей. 110-120 гг.  (The image will be released to you under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International(CC BY-NC-SA 4.0) license.)

Мумия мальчика-подростка из некрополя Хавара (Фаюм) с портретом. Британский музей. 110-120 гг. (The image will be released to you under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International(CC BY-NC-SA 4.0) license.)

Когда научный мир, насколько смог, изучил сами портреты, появились вопросы, связанные с их владельцами. Правда ли, что они изображали именно того, чьи останки находились внутри мумии? Однако разобщенность мумий с их портретами мешала полноценному обобщению данных.

Раннее одновременное изучение мумий и их портретов

Тем не менее, в начале XXI века специалисты с помощью методов судебной медицины, восстановления лица по черепу и компьютерной томографии реконструировали облик мумий из коллекций нескольких мировых музеев. Для этих исследований были взяты мумии с сохранившимися файюмскими портретами.

Проводились они «вслепую» – антропологи портретов не видели. Результаты оказались довольно интересны: отдельные реконструкции были весьма близки к изображениям на досках, включая пропорции лиц и сходные черты. Одна из реконструкций мало соответствовала «своему» портрету и отличалась от него даже возрастом и происхождением. Ещё одна модель оказалась моложе и изящнее чертами лица, нежели оригинальный портрет.

Фаюмские портреты и реконструкции по черепам мумий. A и B: мужская и женская мумии из коллекции Британского музея. С – мужская мумия из коллекции Карлсбергской глиптотеки. D – мужская мумия из коллекции Музея Метрополитен. Wilkinson, 2003 (фотографии реконструкций – C. Wilkinson, Unit of Art in Medicine, University of Manchester, фотографии портретов – S. Walker, Ancient Faces, Routledge, New York 2000).

Фаюмские портреты и реконструкции по черепам мумий. A и B: мужская и женская мумии из коллекции Британского музея. С – мужская мумия из коллекции Карлсбергской глиптотеки. D – мужская мумия из коллекции Музея Метрополитен. Wilkinson, 2003 (фотографии реконструкций – C. Wilkinson, Unit of Art in Medicine, University of Manchester, фотографии портретов – S. Walker, Ancient Faces, Routledge, New York 2000).

Реконструкция по черепу мумии и портрет молодого мужчины из Марины эль-Аламейн (коллекция Греко-римского музея в Александрии). Wilkinson, 2003.

Надо полагать, что большинство портретов погребённых писали практически с натуры – вероятно, на момент смерти. Что, наверное, не мешало отдельным художникам (может быть, даже по просьбе родных) слегка идеализировать или омолаживать черты лица умершего человека.

Новое исследование мумии и ее портрета

Последнее такое исследование было опубликовано в сентябре 2020 года. На этот раз образцом для изучения впервые стала мумия ребенка из некрополя в Хаваре. Она была обнаружена в Файюмском оазисе во время раскопок, проводимых британским археологом Флиндерса Питри в 1880-х годах. В 1912 году сам Питри передал её в Королевской Баварской коллекции древностей, теперь мумия находится в собрании Государственного музея египетского искусства в Мюнхене.

Мумия ребёнка ÄS 1307 из музея египетского искусства в Мюнхене. Nerlich et al., 2020. [4]

Мумия ребёнка ÄS 1307 из музея египетского искусства в Мюнхене. Nerlich et al., 2020. [4]

Мумия длиной 76 см обёрнута множеством слоёв льняных бинтов. Специалисты отметили, что обёртывание сделано весьма аккуратно. Перекрестья бинтов украшают гипсовые позолоченные «пуговицы». В голове, как и положено, закреплён портрет.

Фаюмский портрет – прикреплённая к мумии доска с изображением лица ребёнка. Nerlich et al., 2020.

Фаюмский портрет – прикреплённая к мумии доска с изображением лица ребёнка. Nerlich et al., 2020.

На нём изображен кудрявый ребёнок с затейливой причёской – две тоненькие косички идут от пробора вдоль его лба к ушам. Большие карие глаза, тонкий длинный нос и небольшой пухлогубый рот – ребёнку на портрете не больше пяти лет, но пол его неясен. Из украшений – только на шее небольшая подвеска или медальон на цепочке.

С помощью рентгена удалось установить, что внутри пелён лежит тело мальчика 4-6 лет, который умер от заболевания легких, скорее всего, от пневмонии. По результатам компьютерной томографии был смоделирован череп ребенка, а затем реконструирована его внешность.

Окончательный вариант реконструкции лица ребенка. Nerlich et al., 2020.

Окончательный вариант реконструкции лица ребенка. Nerlich et al., 2020.

Реконструкция оказалась довольно близка к изображению на погребальной доске. Однако на портрете мальчик выглядит несколько старше. Исследователи предполагают, что такое визуальное восприятие можно объяснить тем, что художник заузил нос и рот модели.

Файюмский портрет часто называют древним импрессионизмом. Неизвестным художникам античности порой удавалось не только нарисовать лицо человека, но и запечатлеть свои ощущения, своё видение личности. Возможно, именно поэтому файюмские портреты воспринимаются настолько реальными и в какой-то мере даже современными. Впрочем, как нам теперь известно, они были не только «живыми», но ещё и очень близкими к оригиналу, что позволяет говорить о художниках Римского Египта как о больших мастерах своего дела.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх