На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Почему императора в Китае называли "Сыном Неба"?

В китайской философии и культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. Титул "Сын Неба" 天子 tiānzǐ появляется в надписях с середины Х века до н.э. - так именовали себя чжоуские ваны (правители династии Чжоу, 1045-221 гг. до н.э.). Правители Китая носили титул "Сын Неба" до 1912 года, когда в результате Синьхайской революции была свергнута императорская власть.

Гугун 故宫 - бывший императорский дворец в Пекине. Здесь жили и вершили власть императоры династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). Вид со стороны парка Цзиншань

Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя компонентами Великой триады — Небом, Землей и людьми, что нашло свое отражение в иероглифе 王 wáng — правитель. Древнекитайский философ Дун Чжуншу (190 или 179 до н.э. - 120 или 104 до н.э.) писал:

Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь». Три горизонтальные черты – это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех.
...
Получение государем небесного повеления ниспосылается согласно замыслам Неба. Поэтому его звание – "Сын Неба". Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу в соответствии с путем сыновней почтительности.

В качестве верховного жреца только император мог приносить жертвы Небу и Земле. Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали, как считалось, процветание всей Поднебесной. Также император являл собой образец сыновней почтительности 孝 xiào, принося жертвы в императорском Храме предков 太庙 tàimiào.

Круглый алтарь в Храме Неба 天坛  tiāntán в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора.

Парк Ихэюань 颐和园 в Пекине - жемчужина садово-паркового искусства Китая. При цинском императоре Цяньлуне (1711-1799, правил в 1735-1795 годах) он становится летней императорской резиденцией. Императрица Цыси (1835-1908, вдовствующая Великая императрица Китая с 1861 по 1908 год) перестроила разрушенный к тому времени парк в соответствии с легендами о садах богини Сиванму (西王母, Матушка-владычица Запада) на горе Куньлунь

Император также ассоциировался с драконом с пятью когтями. Это связано идеей, что драконам подвластны все стихии — небесная, земная, водная и подземная, они способны проникать везде. Таким образом, император, будучи Драконом, также способен объять все сущее и объединить его. Цветом императора был желтый, что в теории пяти первоэлементов 五行 wǔxíng символизирует центр и стихию земли/почвы 土 tǔ.

Один из самых ярких китайских правителей - император Цяньлун (1711-1799, правил в 1736-1795 годах). О нем сложено множество легенд и историй

Высокий титул не защищал императоров от интриг и насилия. Многие из них умерли насильственной смертью в весьма молодом возрасте, а не своей естественной смертью в глубокой старости. Это объясняли концепцией Небесного мандата 天命 tiānmìng, в соответствии с которой Небо является источником легитимности императорской власти. Если император обладал силой/добродетелью "дэ" 德 dé, то Небо покровительствовало ему и посылало на Землю благие знамения. Если же император лишался "дэ", то Небо сначала предупреждало его посредством соответствующих знамений (неурожаи, эпидемии, наводнения и т.п.), а потом, если правитель не обращал внимание на эти знаки, руками народа свергало его. Аналогичным образом объяснялось и падение династий - утратой "дэ" последними правителями.

Тронный зал в Зале Сохранения Гармонии 保和殿 bǎohédiàn в Гугуне, Пекин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх