На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Правда ли, что русские стрельцы носили красные кафтаны?

Стрельцы - практически первое регулярное войско на Руси, они появились во времена Иоанна Грозного, став его личным изобретением, опорой трона и противовесом боярским дружинам и поместному ополчению. С военной точки зрения стрельцы были (возможно, это кому-то покажется удивительным) аналогом европейских мушкетер, разве что для ближнего боя во времена оны они имели не шпагу, а бердыш и саблю...

Увы, но облик русского стрельца русский же человек в основном представляет по знаменитому фильму Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Там пешие стрельцы носят ярко-алые кафтаны, а конные - черные. Но так ли это на самом деле?

Напомню, что минимум один исторический косяк - с бердышом, воткнувшимся в машину времени, который на самом деле алебарда - в фильме Гайдая уже был...))

Одежда стрельцов

Вообще стрельцы в допетровское время четко делились на московских - и городовых. Первые служили, как легко догадаться, в Москве, были столичным гарнизоном, тогда как вторые - в "украинных" городах, в основном вдоль западной и южной границы.

Так вот, красный цвет "мундира" - кафтана и зипуна (надевавшегося под кафтан) - это прерогатива исключительно одного из полков столичных, московских стрельцов. Второй полк "московских" носил зеленые кафтаны. Но вообще каждый полк стрельцов имел свой цвет кафтана или ферязи (тоже род верхней одежды, отличавшийся немного другим покроем), шапки и сапог.

Кстати, шапка вовсе не подбиралась "в тон" к кафтану, она, как правило, была другого цвета.

Точные сведения об униформе русских стрельцов оставил в 1674 году шведский офицер Эрик Пальмквист - художник, дипломат и немножечко шпион. Как сотрудник посольства, по заданию своего правительства он собирал свежие данные о русской армии. Его "Заметки о России" - толстый альбом, который содержит много рисунков (в том числе и стрельцов), карт и текстовых пояснений.

Смысла врать Пальмквисту не было никакого - вся эта информация предназначалась "для служебного пользования" его соотечественников-шведов, и потому была предельно точной....)

Итак, в 1674 году, по крайней мере, в России было 20 стрелецких полков, из которых Пальмквист описал униформу 14-и. В то имя они идентифицировались по именам своих командиров - полк Егора Лутохина, полк Василия Бухвостова, полк Федора Лопухина, и так далее.

Так вот, все эти полки носили кафтаны... Чуть ли не всех цветов радуги! ))

Примечание: цвет шнуров, которыми окантовывались петлицы кафтанов, тоже был строго определенным для каждого полка.

Чтоб далеко не ходить, рассмотрим для примера униформу трех упомянутых полков.

На рисунке - стрельцы следующего, XVii века, поэтому есть некоторые расхождения с расцветкой униформы времен Грозного

На рисунке - стрельцы следующего, XVii века, поэтому есть некоторые расхождения с расцветкой униформы времен Грозного

Полк Лутохина действительно имел красный цвет кафтана и зипуна. А вот шапка к нему во времена Грозного полагалась темно-серая, а сапоги - желтой кожи.

Полк Бухвостова - светло-зеленые кафтан и зипун, малиновую шапку (!) и тоже желтые сапоги.

Полк Лопухина - оранжевые (!) кафтан и зипун, малиновую шапку и зеленые сапоги.

Кроме того, был полк, носивший светло-серые "мундиры" - полк Ивана Полтева. Шапка к ним полагалась тоже малиновая, а сапоги - желтые.

Были полки, носившие синие кафтаны, вишневые, желтые и т.п.

А вот стрельцов в черных кафтанах в то время не было. По крайней мере, по официальным "раскладкам" Пальмквиста ))) А вот были ли они раньше?

Что же, Гайдай "черномундирных" стрельцов придумал? Не совсем...

На самом деле цвет шапки и кафтана у стрельцов не совпадал...)))

На самом деле цвет шапки и кафтана у стрельцов не совпадал...)))

Откуда взялись "черные" стрельцы?

Дело в том, что описанные выше яркие кафтаны - это парадная форма стрелецких войск. Яркая одежда в то время вообще была очень дорогой. Московским стрельцам, как наиболее привилегированным (круче них были только стремянные - личная гвардия государя, но весьма немногочисленная) сукно на пошив одежды выдавалось из казны 3 раза в год, а вот городовым, из отдаленных гарнизонов (каковых было большинство) - всего лишь раз в год, и то выдачу часто задерживали.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Поэтому повседневную службу стрельцы несли в "носильном платье" - повседневной же форме, либо из некрашеного сукна (имеет грязновато-серо-коричневый цвет), либо коричневого или черного цвета. Ага. Получается, по Гайдаю, войско, отправившееся выбивать крымского хана с Изюмского шляха, пеших стрельцов имело "при полном параде", а вот конных - в "затрапезе". В чем по городу ходили, в том на коней и повскакали, видимо...)

Вообще, какие цвета носили стрельцы именно во время Грозного, нам со своей колокольни оценивать затрунительно. Регламентов, касающихся цвета формы, со времен Грозного не сохранилось. А швед Пальмквист описывал ситуацию на конец XVII века - стрельцы в это время были уже близки к естественной кончине. Ну, или к неестественной - вспомним Петра, царевну Софью, мятеж, топор и плаху...))

Возможно, что в фильме Гайдая показаны опричники, которые действительно носили черное. Возможно, это действительно стрельцы, не успевшие переодеться. Поскольку при них нет ни метел, ни собачьих голов у седла - основных маркеров опричника - однозначно установить их принадлежность сложно...)))

На войну, кстати, стрельцам полагалось отправляться при полном параде, в ярком. Это имело принципиальное значение: различия в цветах кафтанов и шапок были нужны, чтобы на поле боя издали отличать один стрелецкий полк от другого. Понятие же "одежды защитного цвета" в войне тех лет было глубоко бессмысленным.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх