На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Рабфаки для народа! Высшее образование для всех

Большевики начали массовую борьбу за грамотность. В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, проект которой был разработан Лениным.

Требования программы, относящиеся к народному образованию, гласили: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г.

дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества. В период диктатуры пролетариата, т.е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

В этой программе содержались пункты о создании развитой сети школ, об обеспечении студентов и учеников, о подготовке новых профессиональных кадров, о привлечении рабочих к получению образования. Рабочие факультеты, созданные незадолго до принятия программы, стали одним из проявлений реализации данного проекта. Незадолго до этого, 2 августа 1918 года, трудящимся предоставили возможность без экзаменов поступать в университеты.

Поток студентов в высшие учебные заведения действительно хлынул. Но, следует понимать, что в Российской империи уровень всеобщей грамотности был невероятно на низком уровне, а потому новоиспеченным студентам, ранее не получившим нормального образования, университет был просто не по уровню.

Владимир Ильич Ленин с негодованием отметил, что царское правительство довело страну до невероятной культурной отсталости. Ссылаясь на официальные статистические данные, он отмечал, что в России грамотных всего 21% населения. В последние годы своего существования царское правительство пыталось заниматься реформами в вопросах всеобщего образования, но как-то лениво и не особенно бодро. Владимир Ильич отмечал: «детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти впятеро меньше!! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования! Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».

И когда трудящимся дали возможность поступать в университеты, проблема стала еще более очевидной. Большинству, как мы уже отмечали, программа высших учебных заведений не давалась из-за малообразованности. Советское правительство стало решать эту проблему, путем создания «рабфаков».

Что представлял собой рабочий факультет? Это были учебные заведения, дававшие в течение 4 лет среднее образование, достаточное для поступления в высшую школу. Просуществовали они вплоть до 1930-х годов. После окончания рабфака можно было без экзаменов поступить уже в высшее учебное заведение. В Постановлении Наркомпроса РСФСР от 11 сентября 1919 года «Об организации рабочих факультетов» рабфак определён как автономное учебно-вспомогательное учреждение — специальные курсы для подготовки в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу.

Первые рабфаки начали свою работу на базе МГУ. Преподавали здесь преимущественно молодые университетские профессора. Возглавлял курсы преподаватель Каптерев. В первый год работы курсов на них записалось около 1500 человек. Обучение было бесплатным, к тому же обучающиеся получали стипендию. На рабфак принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов. Обучение приравнивалось к работе на производстве, если обучались на дневном отделении (тогда обучение составляло три года). На вечернем отделении учились четыре года.

Преподавали на рабфаке русский язык, математику, физику, химию, черчение, иностранные языки.Факультет которого готовились в высшие технические училища и на физико-математический факультет университета, и естественное, где велась подготовка к последующей учёбе на педагогических и естественных факультетах, а также в сельскохозяйственных институтах. Поступить можно было только при условии базовых знаний арифметики и хорошего уровня грамотности. Но и тех, кто не подходил даже под минимальные требования, не бросали, если те хотели учиться. Их направляли на подготовительное отделение, после которых они уже принимались на рабфак.

Законодательное оформление системы рабфаков завершил декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 года. Постановление определило в качестве основной задачи рабфаков широкое вовлечение рабочих и крестьянских масс в стены высшей школы. Особое внимание должно было уделяться обучению национальных меньшинств, на образование которых царское правительство, откровенно говоря, совершенно не обращало внимания.

К тридцатым годам на территории СССР было открыто более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек. Около 40 процентов поступающих в вузы были именно выпускниками рабфаков. Обычный рабочий мог, не отрываясь от производства, получить возможность выучиться (для таких существовали вечерние курсы). Подобная политика не могла не дать своих плодов, существенно повысив общий уровень образованности населения. Рабфаки открыли многим путь к высшему образованию, которое до этого было лишь привилегией для элиты.

К концу тридцатых годов, когда массовая борьба за грамотность поутихла, а большая часть населения уже была в состоянии читать, писать и имела возможность получения нормального образования, рабфаки были закрыты. Но, безусловно, они дали серьезный импульс к привлечению рабочих и крестьян в вузы, стали важной частью образовательной политики большевиков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх