На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Damnatio ad bestias: кого и за что в Древнем Риме бросали на съедение зверям?

Древнеримской жизненной философии присущ интересный коктейль из прагматичности и даже некоторой утилитарности - с одной стороны, и театральности - с другой. Римляне любили объединять два в одном, в данном случае - смертную казнь с занимательным зрелищем.

Речь идет о damnatio ad bestias - чисто римской разновидности смертной казни через растерзание зверьми на цирковой арене.

Если у других народов подобное случалось лишь от случая к случаю, по прихоти очередного сатрапа, то римская власть поставила "приговоры к арене" на поток. В эпоху Империи это был один из распространенных видов мучительных казней наряду с распятием на кресте и сожжением на костре.

Damnatio ad bestias

Damnatio ad bestias

Экономия на палачах

Римляне всегда были прагматичным народом. Damnatio ad bestias давали экономию как на оплате услуг палачей, так и на корме для животных, да еще и позволяли подзаработать. Например, Светоний писал: «Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, Калигула велел бросить им на растерзание преступников".

Кроме того, есть мнение, что подобный способ казни был сакрален, т.к. являлся аналогом жертвоприношения. Поэтому приговоры "к арене" римские суды выносили частенько, так были казнены многие христианские святые - например, знаменитый Витт, Феодосия Тирская и другие.

При этом "к арене", как и к другим видам особенно изощренных казней, таких, как распятие, не могли приговорить римского гражданина. Граждан Рима полагалось казнить, если уж без этого никак нельзя, быстро - например, отсечением головы.

Примечание: "приговор к арене" - это не обязательно на съедение медведю или льву. Были случаи, когда осужденных затаптывали слонами или "забадывали" быками, а порою им просто давали в руки мечи и отправляли убивать друг друга. Такое часто устраивалось в антрактах меж гладиаторскими боями - преступники, вооруженные лишь короткими гладиусами, на потеху публике резали друг друга. Каждому из них гарантировался призрачный шанс выжить - уцелевшим в резне иногда даровали свободу.

Свидетель одного из таких "боев без правил" - сам Сенека, который забрел однажды в амфитеатр посмотреть мунус - гладиаторскую игру, а узрел казнь, превращенную в зрелище. От увиденного даже он пришел в ужас...

Приговоренных к damnatio ad bestias называли "ноксии". Ноксии не считались венаторами, т. к. им, в отличие от профессиональных бойцов, суждено было умереть.

Душевные были люди, с фантазией...

Душевные были люди, с фантазией...

Прокурор, за что?

Стать ноксием и свести знакомство со львом, слоном или медведем можно было за одно из следующих преступлений:

  • дезертирство из армии;
  • занятия магией или пользование услугами магов;
  • убийство путем отравления;
  • чеканку фальшивой монеты;
  • киднеппинг (при Константине Великом).

Список, впрочем, не исчерпывающий. Во многих случаях приговор, особенно в имперском Риме, зависел лишь от пожелания левой пятки императора.

Также к этой казни часто приговаривали "политических". Но стоит помнить важный нюанс римской юриспруденции: свободный человек и/или гражданин Рима де-юре не мог быть брошен зверям, а также распят или сожжен. Таким обычно рубили голову мечом.

Хотя, например, Нерон и Калигула на права граждан Рима, даже и сенаторов, чихать хотели. При них даже чистокровный патриций мог отправиться (а зачастую и отправлялся) ко льву в глотку.

Сам процесс

Если это была рядовая казнь, человека (или нескольких) просто выводили на арену - и выпускали зверей из вольеров. Иногда ноксиев связывали и укладывали на специальный помост, иногда (редко) оставляли свободными и давали какое-то оружие вроде кинжала или короткого меча - что, впрочем, мало кого спасало. Человек, не прошедший венаторской школы, не имел против хищника ни малейшего шанса, а даже венатор либо имел щит в пару к мечу, либо вооружался более длинным и мощным оружием - копьем.

В особых случаях damnatio ad bestias превращали в мини-спектакль, обычно на какую-нибудь мифологическую тему. Например, некоего Лавреола превратили в "Прометея". Его распяли на кресте, как Прометея на скале, только вместо орла был каледонский медведь...

Вина Лавреола заключалась то ли в убийце отца либо господина, то ли (а может, и вместе) в краже золота из храма. Источник сведений - римский поэт Марциал, который сам, судя по всему, плохо знал подробности "дела Лавреола", зато его лютую казнь видел - расписал в красках:

Этот злодей превзошёл преступления древних сказаний,
И театральный сюжет в казнь обратился его.

Еще одного ноксия сделали "Орфеем". Как и Орфей, он пел и играл на кифаре зверям, бродившим вокруг него на арене Колизея. Не слишком долго, впрочем: карьеру "певца" прервал опять-таки медведь.

Видимо, пел немузыкально...

Казнь через "предание зверям" была отменена только после того, как официальной религией в Риме стало христианство. А вот, например, казнь через сожжение - сохранилась...)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх