На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Комплектование и численность абордажников

После упразднения морских солдат и переложения задач рукопашного боя на матросов абордажные партии начали комплектоваться из номеров расчетов артиллерийских орудий - комендоров (стрелков), картузников (заряжающих), а также сигнальщиков и некоторых других матросов.

Для сравнения: расчет 9-дюймового корабельного орудия XIX века состоял из 9 человек. Из них 5 - собственно орудийная прислуга, 2 - подносчики снарядов и зарядов, и еще 2 - картузники.

В основном абордажные партии комплектовались именно из орудийной прислуги, поскольку при сближении кораблей она все равно не могла стрелять из пушек, и, таким образом, оказывалась как бы "не у дел".

Абордажная команда, по нормам середины XIX века, на русском флоте делилась на следующие партии: стрелковую, 1-2 собственно абордажных (в зависимости от класса корабля) и резервную.

В стрелковую партию включались первые, пятые и шестые номера открытых (верхних) батарей, и шестые номера закрытых. Это, к слову, не снижало общей способности корабля дать последний артиллерийский залп, т.к. обстрел верхней палубы противника из ружей начинался примерно со 100 метров.

Батарейная палуба линейного корабля середины XIX века. С. В. Пен

Батарейная палуба линейного корабля середины XIX века. С. В. Пен

Когда корабли сходились, первая абордажная партия закидывала на борт противника "кошки" и стягивала суда бортами. После чего она же и начинала рукопашный бой. В первый взвод первой абордажную партию входили третьи и четвертые номера от всех орудий. Именно на их плечи ложилась основная тяжесть боя. Во второй взвод включались седьмые и восьмые номера от всех орудий (исключая малокалиберные пушки на марсовых площадках). Задачей второго взвода был перехват управления парусами захваченного судна.

Если в бой вступали стрелковая партия и оба взвода абордажной, это приводило к тому, что стрелять корабль мог только одним бортом, поскольку на свободный борт переходили оставшиеся не у дел канониры от подбоевого борта. Грубо говоря: если корабли сходятся левыми бортами, то свободные от участия в абордаже номера расчетов левого борта переходят на правый, и наоборот.

На больших кораблях, вооруженных крупнокалиберными орудиями, существовали также вторая абордажная команда, и, иногда, резервная. Они комплектовались по тому же принципу - из оставшихся незадействованными номеров орудийных расчетов.

На линейных кораблях в первый взвод первой абордажной команды поступали картузники (заряжающие) и подносчики снарядов, во второй взвод - вторые комендоры (наводчики по-современному) и оставшиеся подносчики, а также барабанщики и крюйт-каморные матросы, и так далее.

Общая численность абордажников, по "Положению Морского ведомства от 1849 года", составляла:

  • на линейных кораблях - от 59 до 40 рядовых (не считая унтер-офицеров) в стрелковой партии, от 124 до 86 рядовых в первой абордажной партии и от 154 до 114 - во второй, в зависимости от класса корабля;
  • на фрегатах было 26-28 стрелков из нижних чинов и 129-149 абордажников в обеих партиях;
  • на корветах - по 39 стрелков и рукопашников;
  • на бригах - 32 стрелка и 30 рукопашников.

Вооружение абордажников

Скучные цифры кончились - переходим к самому интересному...)

На вооружении стрелковой команды состояли в основном мушкетоны - короткие ружья, способные стрелять картечью. Из них стрелки лупили тупо "по площадям", выкашивая живую силу противника на верхней палубе, как метлой. Иногда отдельным призовым стрелкам в начале XIX века выдавались штуцера - тогдашние нарезные дальнобойные ружья.

Абордажники-рукопашники же вооружались следующим образом:

  • первый взвод (который чаще всего и решал исход боя) - пара пистолетов у каждого бойца, в качестве холодного оружия - интрепель (абордажный топор) и тесак либо палаш;
  • второй взвод - абордажная пика и интрепель, тесак или палаш (в зависимости от эпохи, норм снабжения и т.п.), у некоторых бойцов - также пистолеты.

Причем пистолеты были основным оружием абордажников. Так, по "Положению о снабжении судов абордажным оружием" от 27 сентября 1831 года на 120-пушечный линейный корабль полагалось 400 (!) пистолетов, по 100 пик и топоров и по 200 тесаков. На 84-хпушечный - 320 пистолетов, по 80 пик и топоров и по 160 тесаков. А вот, например, на 60-пушечный фрегат - 200 пистолетов, по 50 пик и топоров и по 100 тесаков или палашей.

Абордажная пика 1833 г. Конкретно эта - французская, но в России они были такими же.

Абордажная пика 1833 г. Конкретно эта - французская, но в России они были такими же.

Понимаете, что это значит? )) Никто в реальном бою не устраивал фехтовальных дуэлей, как в "Пиратах Карибского моря". Абордажники, ворвавшись на палубу противника, просто-напросто расстреливали все живое из пистолетов. Кто еще трепыхался - докалывали тесаками и пиками. Топорами взламывали двери... Ну, дальше все, в общем-то, понятно, да?)

Интрепель. Один из вариантов

Интрепель. Один из вариантов

Примерный ход боя

По уставам первой половины XIX века (ранее этот вопрос особо документировался), если командир корабля решал взять противника на абордаж, или таковое намерение выказывал противник, то при сближении кораблей примерно на 100 м орудия верхнего дека (палубы) давали последний залп, и часть их расчетов разбирала легкое стрелковое вооружение, занимая положенные места на открытых участках палубы, надстройках и марсах. Оставшиеся при орудиях заряжали одну-две пушки картечью и разворачивали их вдоль борта - в качестве последнего аргумента для нападающих: стрелять из них можно было только если появлялся реальный риск захвата противником верхней палубы. Картечь в упор - страшная штука, конец всему живому...

При сближении кораблей примерно на 50 метров номерам расчетов, включенные в число абордажников, отдавались сигналы приготовиться к рукопашному бою - для расчетов правого борта сигнальным рожком, для левого - барабанным боем. Абордажники разбирали оружие. Первый взвод первой абордажной партии должен был уничтожить или хотя бы связать боем абордажников противника, второй взвод - оказать помощь первому и перехватить управление парусами. Первый взвод второй абордажной партии, если таковая имелась, огнем из мушкетонов поддерживал стрелков, а второй взвод вступал в рукопашный бой с тесаками, топорами и пиками.

Корабли "кошками" на линях стягивались борт к борту, абордажники первого взвода первой партии перебирались на палубу противника и разряжали пистолеты в его собственных абордажников. И начиналась веселуха...

Если же противник теснил наших абордажников, то рожком подавался особый сигнал к отступлению. При этом солдаты должны были четко знать места для укрытия, поскольку именно в этом момент те самые 1-2 орудия, развернутые вдоль борта и заряженные картечью, и давали свой залп.

P.S. Абордажные команды на русском флоте существовали до самого конца империи. Только в 1891 году они были переориентированы с непосредственно рукопашного боя на отражение минных атак противника. Но это уже совершенно другая история...

Источник: И. П. Суханов, историк ВМФ, "Абордажное оружие".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх