На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Обещать, значит жениться.

В это трудно поверить, но в викторианской Англии право девушки выйти замуж было едва ли не единственным, но тщательно оберегаемым законом, правом. В стране действительно существовал вполне законный способ заставить молодого человека, однажды сделавшего предложение, сдержать свое слово, не смотря ни на что.

Обрученные. Фредерик Лейтон.

Обрученные. Фредерик Лейтон.

Ко временам правления королевы Виктории британское законодательство и свод общественных норм, характерные для сегодняшнего дня, были сформированы процентов на восемьдесят. Вот только касались эти восемьдесят процентов прав практически исключительно мужчин, тогда как женщины были вынуждены почти целиком полагаться на благородство и благоразумие окружавших их мужчин.

Среднестатистическая викторианка могла, будучи вынуждена, пойти работать, но все заработанные ею деньги законодательно принадлежали не ей, а ее семье, точнее - отцу или мужу, в зависимости от того, на попечении которого из них женщина находилась. Викторианка могла унаследовать имущество, но распоряжаться им, опять же имели право ее отец или муж. Даже детей, которых современное законодательство предпочитает при разводе оставлять на попечение матери, викторианское законодательство оставляло с отцом, Собственно, как можно доверять детей женщине, которая и семью не сумела сохранить.

Черный кавалерист. Джон Эверетт Миллес.

Черный кавалерист. Джон Эверетт Миллес.

Словом, едва ли не единственным правом женщины викторианских времен было право выйти замуж. Но, справедливости ради, стоит отметить, что это единственное право закон охранял "бережно и нежно". Существовал даже отдельный закон, который обязывал, однажды сделавшего предложение мужчину, сдержать обещание или компенсировать невесте, понесенный ею ущерб.

Это сегодня конфетно-букетный период от знакомства до перехода к общему ведению хозяйства может занять не больше пары дней, а в неспешные и основательные викторианские времена путь от знакомства до брака мог занять не один год. И если женщина на этом пути имела право разорвать отношения, если обнаруживала у суженного привычки не совместимые с браком, то для мужчины такой разрыв мог быть чреват множеством весьма ощутимых последствий.

1 из 4
Там, где есть желание. Эдмунд Блейр Лейтон.

В XIX веке английское законодательство весьма серьезно рассматривало иски от брошенных невест. Сначала этим вопросом ведал церковный суд, а после 1753 года - гражданский. На этот счет существовал вполне конкретный закон о нарушенных обещаниях.

Все дело в том, что английское законодательство рассматривало брак не как союз двух сердец, осененный любовью, а как совместное предприятие, для успешного функционирования которого заключался контракт (пусть даже и устный). Исходя из этого выходило, что отказ от женитьбы равносилен разрыву контракта, ввиду чего, разрывающая отношения сторона, должна оплатить второй стороне понесенный ею ущерб.

В их собственном мире. Лоренс Альма -Тадема.

В их собственном мире. Лоренс Альма -Тадема.

Конечно принудить нерадивого жениха жениться присяжные уже не могли (хотя в былые времена случалось и так), но материальная компенсация оставленной невесте порой была более чем существенной. Конечно "высший свет" и благородные семейства редко прибегали к этому праву, а вот в низших сословиях случаи, когда оставленной невесте удавалось отсудить у жениха деньги, даже служанке у хозяина, встречались повсеместно.

Для успешного исхода дела невеста должна была предоставить доказательства серьезности намерений жениха: любовные письма, подарки или пару свидетелей. Если с письмами и свидетелями все было довольно просто, то с подарками могли случаться осечки. Оставленной невесте нужно было не только предъявить сам подарок, но и доказать, что он не является благопристойным подношением на День Рождения или, например, Рождество, а действительно выражает серьезность намерений жениха. Таким подарком могло быть только украшение. Лучше всего кольцо или ожерелье, тогда как скромная камея или медальон совсем не являлись многообещающими, если конечно не содержали личный портрет или локон волос "неверного".

Венец любви. Джон Эверетт Миллес.

Венец любви. Джон Эверетт Миллес.

Впрочем, присяжные викторианских времен относились к требованиям девушек очень благосклонно и готовы были рассмотреть как обещание практически самый невинный намек на нежные чувства. Они прекрасно понимали, как не легко будет девушке (особенно если она не обладала достойным приданым или семейными связями) обзавестись новым возлюбленным, а, тем паче, и вовсе остаться без такового, и с радостью шли навстречу красавицам. Тем более, что самим присяжным это доброе дело не стоило ни гроша.

А суммы могли быть очень весомыми. Так, горничная или гувернантка с легкостью могла отсудить у своего хозяина (или его сына) сотню - другую фунтов, что практически равнялось ее гонорару за пару - тройку лет работы. А в 1824 году актриса Мария Фут отсудила у своего любовника 3000 фунтов за то, что он четыре раза менял дату свадьбы и так ни разу и не явился на церемонию.

Заноза. Чарльз Вест Коуп.

Заноза. Чарльз Вест Коуп.

Понимая заведомую проигрышность своего положения в подобных судах, многие нерадивые женихи стремились уладить дело миром еще до суда, чем порой и пользовались прозорливые невесты. Например, модель и муза братства прерафаэлитов Энни Миллер, передумав выходить замуж за благочестивого и скуповатого Холмана Ханта (художник к этому времени тоже разочаровался в своей невесте), предъявила ему целый ворох его любовных писем. Поговаривали, что оставленный жених был вынужден выкупить эту переписку за весьма кругленькую сумму, только бы его любовные признания не очутились в прессе, а былая невеста - в суде.

Словом, если девушке викторианских времен удавалось получить от мужчины признание в любви, то дело считалось уже наполовину сделанным, и приличных поводом к отступлению у мужчины было совсем не много: слишком близкие кровные отношения или абсолютная физическая или психическая недееспособность невесты.

Медовый месяц художника. Фредерик Лейтон.

Медовый месяц художника. Фредерик Лейтон.

Несмотря на весь свой анахронизм и очевидную предубежденность к одной из сторон, закон о нарушенном обещании продержался в Британии вплоть до 1972 года. Более того, этот своеобразный закон по наследству достался множеству бывших английских колоний, где просуществовал и того дольше.

Так, суд штата Джорджия (США) еще в 2008 году разрешил присяжным присудить женщине 150 000 долларов за разорванную помолвку. И это несмотря на то, что мужчина, разорвавший помолвку, уплатил за свою невесту не менее 30 000 долларов ее долгов. Но, конечно, это было скорее исключением. Нарушение брачных обещаний сегодня уже не несет за собой ни кровопролитных встреч, ни суровых штрафов, ни общественного осуждения.

Регистрация брака. Эдмунд Блейр Лейтон.

Регистрация брака. Эдмунд Блейр Лейтон.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх