Самые громкие выстрелы в истории XX века, приведшие к Первой мировой войне, к разрушению сразу нескольких империй, к невиданным страданиям и жертвам, сделал малозаметный, скромный и стеснительный молодой человек по имени Гаврило Принцип.
В сущности, в истории от этой странной личности осталось только имя и результат его жуткого деяния - мало кто знает, что за человеком был Принцип, какие у него были, извините за очевидный каламбур, житейские взгляды и принципы, и даже о том, какое наказание понёс Гаврило за убийство австро-венгерского престолонаследника, эрцгерцога Франца Фердинанда.
Под крылом архангела Гавриила
Гаврило Принцип родился 25 июля 1894 года в боснийской деревне Обляе на аннексированной Австро-Венгрией территории Боснии и Герцеговины. Мать Гаврило, Мария Принцип, рожала детей чуть ли не каждый год, но почти все они умирали во младенчестве. В живых остались только два старших сына - Йово и Нико. Мало кто верил, что слабосильный, болезненный младенец Гаврило выживет, но тот оказался крепче, чем о нем думали.
Односельчане были убеждены, что выжить маленькому Принципу помогло его имя, данное в честь архангела Гавриила. Дело в том, что мать хотела назвать ребенка в честь своего покойного брата Шпиро, однако местный православный священник убедил ее, что лишь имя архангела поможет мальчику выжить.
Так, под сенью архангела, Гаврило благополучно рос в родном селе. Отец и мать привили мальчику огромную любовь к сербской культуре, а также ненависть к австрийским оккупантам. В возрасте восьми лет Гаврило выступал перед односельчанами, исполняя народные сербские песни. Одним из самых запоминающихся дней в детстве Принципа стала поездка с отцом в на Косово-Поле для участия в празднике Видовдан - главном национальном празднике Сербии, посвященном Святому Виту. Во время посещения Косова-Поля Гаврило еще сильнее проникся духом сербской культуры.
Четник Гаврило
В 1907 году 13-летний Гаврило окончил школу в селе Грахово, и сразу же был отправлен родителями в Сараево, к своему старшему брату Йово. Йово и с радостью согласился приютить младшего брата.
В 15-летнем возрасте гимназист Гаврило связался с сербским националистическим подпольем, готовившим нападения на представителей австро-венгерской власти. В 1912 году 18-летний Принцип принял участие в массовой акции протеста, за что его немедленно исключили из гимназии.
Голубоглазый, невысокий юноша не отличался красотой и не пользовался большой популярностью у девушек. На подпольных сходках Гаврило предпочитал тихо сидеть в углу, и, когда с ним заговаривали, отвечал коротко, отрывисто и как будто бы неохотно.
Сразу после исключения из школы Гаврило переехал из Сараево в Белград. В Белграде Принцип немедленно вступил в организацию "Млада Босна", в которую входили самые активные борцы против австро-венгерского оккупационного режима.
"Млада Босна" отправила Гаврило в лесной лагерь четников - так называли балканских партизан-патриотов. Здесь Принцип прошёл военную подготовку: научился стрелять, применять холодное оружие в бою, а также создавать и использовать взрывные устройства.
По следам старшего товарища
Террор в отношении австро-венгерских властей не был диковинкой для сербских партизан. В лагерях четников такую борьбу активно проповедовали. Регулярно совершались вылазки, результат которых был как успешным, так и провальным.
Одной из самых громких "операций" стало неудачное покушение герцеговинского серба, студента Загребского университета Богдана Жераича на генерал-губернатора Боснии и Герцеговины Марьяна Варешанина в 1910 году. Жераич выстрелил в Варешанина пять раз, но все пули ушли в "молоко". Шестую пулю молодой человек сохранил для себя - и она отправилась точно в цель, прервав жизненный путь студента.
Поступок Жераича оказал огромное влияние на членов организации "Млада Босна", особенно на Принципа. Гаврило считал Богдана мучеником, погибшим за свободу боснийских сербов.
Заговор туберкулезников
Руководители "Млада Босны" были уверены, что им следует идти по пути Жераича, то есть, заняться ликвидацией видных деятелей австро-венгерской власти. Вскоре была выбрана и конкретная цель, и цель эта была невероятно амбициозной - эрцгерцог Франц Фердинанд.
Принцип и его товарищи знали, что летом 1914 года намечается визит эрцгерцога в Сараево по приглашению генерала Оскара Потиорека. Другого такого случая могло и не представиться.
Охоту на эрцгерцога члены "Млады Босны" начали с посещения могилы Богдана Жераича. Этот визит оказал на Принципа огромное воздействие. Вернувшись домой, он написал песню, в которой были следующие строки:
Но верно говорил перед Жераичем сокол серый:
Кто хочет жить, пусть умрёт, а кто хочет умереть, пусть выживет.
В Австро-Венгрии Франц Фердинанд считался вполне умеренным политиком, выступавшим за предоставление автономии боснийцам. Для сербских националистов из "Млады Босны" это было равносильно смертному приговору.
План был разработан быстро. Осуществить убийство должна была группа из шести человек. Трое заговорщиков, включая Гаврило Принципа, были больны туберкулезом, который в те времена считался смертельной, неизлечимой болезнью. Туберкулезникам, которым, как считалось, жизнь и так была не дорога, были определены самые опасные роли.
По иронии судьбы, туберкулезом страдала и жертва готовящегося покушения - эрцгерцог Франц Фердинанд много лет безуспешно лечился от этой напасти в лучших санаториях Европы.
Охота на эрцгерцога
Франц Фердинанд прибыл на поезде из Вены в Сараево в десятом часу утра 28 июня 1914 года. С ним была его супруга София Хотек, светлейшая герцогиня Гогенберг.
На вокзале аристократическую чету встретил кортеж из шести машин. Эрцгерцога с супругой посадили во вторую машину, где уже находился генерал О. Потиорек. В 10:10 кортеж начал движение по улицам Сараево, которые были запружены восторженными зеваками, пришедшими посмотреть на прибытие известного в Европе человека.
Гаврило Принцип и другие заговорщики ждали эрцгерцога у центрального отделения полиции.
Когда кортеж достиг здания, член "Млады Босны" Неделько Чабринович метнул гранату. Во вторую машину Неделько не попал: его граната угодила в третью машину, в результате чего шофер был убит наповал, а пассажиры - тяжело ранены. Также получили ранения полицейский сопровождения и несколько прохожих.
Не дожидаясь, пока его схватят, Чабринович проглотил заранее заготовленный цианистый калий. Однако, яд не подействовал, вызвав у молодого человек лишь обильную рвоту - вероятно, бомбисты перепутали цианид с каким-то другим веществом. Неделько бросился в реку, надеясь скрыться, однако, был схвачен австрийской полицией и жестоко избит. Принцип и его товарищи все видели, но ни помочь Чабриновичу, ни атаковать Фердинанда они не могли: плотная толпа оттеснила бомбистов от кортежа. По сути дела, план "Млады Босны" провалился.
"Мы приехали сюда как гости, а нас встречают бомбами!"
Автомобиль с Францем Фердинандом резко стартовал в сторону городской ратуши. Находившийся в толпе Гаврила Принцип видел проносящегося мимо него эрцгерцога, но ничего уже не мог сделать. Не воспользовались имеющимся оружием и другие "четники" - Васо Чубрилович и Мухамед Мехмедбашич.
Собравшиеся в городской ратуше люди ничего не знали о произошедшем у здания центрального отделения полиции. Как только эрцгерцог с супругой вошли в ратушу, бургомистр-босниец начал приветственную речь, используя самые пышные слова и эпитеты. Франц Фердинанд, все еще не отошедший от только что пережитого, в сердцах сказал:
«Довольно глупостей! Мы приехали сюда как гости, а нас встречают бомбами! Какая низость!».
Шокированный бургомистр умолк, однако, эрцгерцог тут же взял себя в руки, и смягчившимся голосом произнес:
«Хорошо, говорите вашу речь…».
После того, как бургомистр закончил свое выступление, Франц Фердинанд выступил с небольшой приветственной речью.
Пока эрцгерцог выступал, входивший в его свиту барон Морсе сказал генералу Потиореку о необходимости прогнать зевак с улицы вплоть до военного госпиталя, в котором Фердинанд собирался посетить раненых солдат, включая героя Австро-Венгрии графа Мериции. Барон был уверен, что только так можно обеспечить безопасность эрцгерцога. В ответ Потиорек недовольно пробурчал:
«Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?».
На ловца и зверь бежит
После выступления Франц Фердинанд потратил некоторое время на то, чтобы уговорить свою супругу не ехать с ним в больницу. Однако, София наотрез отказалась оставить мужа.
Между тем, Потиорек разработал новый маршрут кортежа - по набережной Аппель. Однако, по какой-то причине шофер Франц Урбан повернул не на набережную, а на улицу Франца Иосифа. На углу улицы Потиорек схватил шофера за плечо и крикнул:
«Стой! Куда едешь? По набережной!».
Водитель немедленно дал по тормозам и стал разворачивать автомобиль, наехав на тротуар.
Надо же было такому случиться, что именно в этот момент Гаврило Принцип вышел из магазина Морица Шиллера, в который молодой человек, не имевший при себе денег, зашел из праздного любопытства! Воистину - на ловца и зверь бежит.
Принцип увидел перед собой разворачивающийся автомобиль, в котором сидел живой и невредимый Франц Фердинанд. Далее Гаврило действовал предельно хладнокровно и быстро. Выхватив из-за пазухи самозарядный бельгийский пистолет «Fabrique Nationale», Принцип дважды выстрелил по автомобилю. Первая пуля угодила в шею эрцгерцога, прямо в яремную вену. Вторая пуля попала в живот его супруги, герцогини Софии Гогенберг.
Толпа немедленно скрутила стрелка и передала в руки полиции.
Наказание
Фердинанда и его супругу немедленно доставили в резиденцию губернатора. Увы, раны оказались слишком тяжелыми: эрцгерцог и ни в чем не повинная герцогиня скончались примерно через час после покушения.
Уже к вечеру 28 июля все шесть членов "Млады Босни" были арестованы. Пятеро бомбистов отказались говорить, лишь Данило Илич посвятил полицию во все детали плана, в том числе, он сказал, что оружие для покушения предоставило правительство Сербии.
В Австро-Венгрии требовали немедленной смертной казни для Гаврило Принципа, однако, казнить бомбиста было нельзя - в соответствии с австро-венгерским законодательством, 19-летний парень считался несовершеннолетним.
В результате Гаврило Принципа приговорили к максимально возможному наказанию - 20 годам тюрьмы. Не помогло даже высказанное раскаяние в смерти герцогини Софии - Принцип божился, что он целился не в женщину, а в сидящего рядом с ней генерала Потиорека.
Содержали Принципа в тюрьме города Терезинштадта, в очень суровых условиях.
Тяжким ударом для Принципа стало известие о судьбе его товарищей. Все террористы были приговорены к длительным тюремным срокам, а Велько Кубриловича и Мишко Йовановича австрийцы повесили. Лишь Данило Илич избежал тяжкой участи за сотрудничество со следствием.
Выстрелы Гаврило Принципа в Сараево прозвучали слишком громко. Австро-Венгрия назвала сербское правительство ответственным за покушение на Франца Фердинанда и, предъявив Сербии неприемлемый ультиматум, объявила ей войну. Россия была вынуждена вмешаться, защитив своего балканского "братушку". Германия в ответ объявила войну России, а также ее союзнице - Франции... И пошло-поехало. Тридцать восемь государств с населением свыше 1,5 млрд. человек так или иначе оказались втянуты в эту страшную войну.
Тем временем в маленькой, сырой камере с крошечным окошком Гаврило ужасно страдал физически: со всей грозной силой дал знать о себе туберкулез, а столь необходимых для больных этой напастью свежего воздуха и здорового питания австрийцы заключенному, по понятной причине, не предоставили.
Однако, дух Принципа не был сломлен. Находясь в тюрьме, Гаврило написал стихи, в которых выразил уверенность в победе над Австро-Венгрией:
«Наши дети будут ходить по Вене,
Бродить по двору и пугать господ».
28 апреля 1918 года Гаврило Принцип скончался от поражения легких. К тому моменту Первая мировая война уже заканчивалась, защитившая Сербию Российская империя развалилась под ударом революции и стала Советской Россией, а до распада Австро-Венгерской империи оставалось шесть месяцев...
Свежие комментарии