На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Трагичное возвращение военнопленных домой: катастрофа 1865 года

Когда солдаты массово гибнут на войне, с этим как-то можно свыкнуться. Но когда схожая по масштабу с генеральным сражением трагедия происходит уже после окончания боевых действий – это шок. Память о котором может жить столетия. Правда, если другое событие не вытеснит его из зоны общественного шока.

Война Севера с Югом постоянно норовила перейти в категорию маневренной. Не всегда, правда, осознанно, а потому большинство событий и развязок в рамках конфликта тяготели к железнодорожным веткам и руслам рек – так проще упорядочить армейскую логистику. Неудивительно, что к концу кампании наблюдался дефицит транспортных средств – все былое великолепие повыбили за время войны. И к апрелю 1865 года между Новым Орлеаном и Сент-Луисом ходило всего три парохода. Когда до войны на той же линии они сновали десятками. Две из уцелевших посудин принадлежали одной компании, а один, поновее (построен в 1863 году), – другой.

Пароходы в Новом Орлеане, 1860-е. Художник: Roy Cross

В тех краях у южан имелось несколько лагерей военнопленных, и сразу после победы Севера остро встал вопрос быстрого распределения этой человеческой массы по домам. А на Миссисипи, понятное дело, дешевле парохода в то время транспорта не существовало. Вот и решили воспользоваться речной магистралью, для чего договорились с владельцами "Султанши". Того самого парохода, что поновее. При этом договор заключили только с одной компанией. И причина, по которой игнорировали пароходы постарее, что имелись у конкурента, неизвестна. Вероятно, хотели сэкономить. Хотя тут спорно – "Султанша" считалась самой роскошной посудиной если не на всей Миссисипи, то в ближайшей округе точно.

Это был полностью деревянный плоскодонный пароход. Интересно, что он имел боковые колеса, а не задние. Боковые колеса способствовали большей маневренности, но на капризной Миссисипи выше котировалось заднее расположение гребных колес. Такая компоновка упрощала повседневную работу речников – проще ткнуться для выгрузки в необорудованный берег и потом сойти с прибрежной мели.

Итак, пароход имел длину без малого 80 метров и четыре пассажирских палубы. Его рассчитывали на перевозку 276 каютных пассажиров и 400 палубных. Команда – 85 человек. Капитан, между прочим, входил в число акционеров и, помимо жалования, имел процент с прибыли.

Конфедераты в лагере для военнопленных, 1864 год

Пар для двух коромысловых машин вырабатывали два жаротрубных котла паровозного типа с пятью топками каждый. Эти котлы считались надежными, но пары в них быстро поднять не получалось из-за врожденных особенностей конструкции. А потому сложный ремонт старались дотянуть до последнего момента. Правда, конкретно на этом судне котлы считались экспериментальными – до того чаще применялись дымогарные. Разница невелика, но есть эксплуатационные тонкости.

Котлы питались забортной водой. Решение для Миссисипи спорное, поскольку в ее воде содержится большой процент взвеси песка и ила. К этой грязи весной еще добавляется изрядный процент глины. Что еще сильнее осложняет и без того нелегкую задачу подпитки котлов. Так что механикам парохода в тот апрель было чем заняться. Буквально на каждой стоянке приходилось продувать котлы, чтобы сбить с внутренних стенок накипь и накопившийся осадок. Для серьезной же промывки требовалось время.

В апреле 1865 от "Султанши" требовалось принять в Виксберге партию военнопленных, гражданских пассажиров и коммерческий груз. А потом идти вверх по реке. Количество северян, возвращавшихся из плена, было огромным. Корабль набили до предела. И все равно смогли захватить только часть желающих. Солдаты грузились на пароход с отличным настроением – многие из них пробыли в плену два-три года. А тут конец войне и вот-вот родные края.

Капитан парохода Джеймс Касс Мейсон (1831-1865)

Пароход принял на борт 2239 солдат. Это не считая 70 обычных пассажиров. Также посадили 12 женщин – сотрудниц не так давно организованного Красного креста. Итого вместе с командой на пароходе было 2394 человек – в 3,5 раз больше нормы. Пароход сидел в воде так, что борт возвышался над водой всего на 0,5 метра. Люди заполнили все палубы, свободные каюты, коридоры и вспомогательные помещения. Кто-то устроился даже в котельном и машинном отделениях. Пришлось ставить временные деревянные подпорки, поскольку палубы прогнулись от такой нагрузки. Тем не менее пароход оказался вполне способен развить полный ход – это около 23 километра в час. Правда, приходилось регулярно делать остановки и чистить не только котлы, но и машину – забивались парораспределительные механизмы.

Еще до выхода в последний рейс, в Новом Орлеане механики обнаружили вздутие и течь правого котла. Но ремонт означал как минимум недельную задержку, поэтому просто ограничились временной усиливающей накладкой. И механики в пути старались тщательно следить за состоянием бойлера.

В Мемфис пришли вечером 26 апреля. Дозагрузились топливом, взяли пять тонн сахара и три десятка свиней. Наскоро продули котлы и пошли вверх по реке. Шли полным ходом, поскольку предстояло пройти сложный извилистый участок реки с мелями и машины работали с предельной нагрузкой, чтобы на стремнине иметь запас хода и маневренности.

Набитый людьми пароход "Sultana"

В 2:40 ночи, в 8 милях от Мемфиса, сразу за сложным участком, правый котел взорвался. Палубы в центральной части судна не выдержали и обрушились. Огромная масса людей погибла сразу. В том числе вахта в машинном и котельном отделениях. При этом левый котел и левая машина продолжали работать. И пароход продолжал нестись по центру реки, ширина которой в этом месте составляла пять миль.

Во время взрыва обрушились обе дымовые трубы. Одна упала за борт, свернув часть фальшборта. Вторая улеглась вдоль корпуса, разворотив мостик (чудом уцелел один офицер) и передавив людей, спавших сидя (лечь не могли из-за скученности) на палубе. Корабль лишился управления. Начался пожар, распространившийся с огромной скоростью по всему кораблю. Многократно перекрашенное дерево давало тому обильную пищу.

Кто-то из уцелевших пассажиров прыгал за борт в ледяную воду и пытался добраться до берега вплавь. Кто-то повис, уцепившись снаружи за фальшборт. Кто-то метался по горящему судну, надеясь убежать от огня. Чуть ниже по реке у пристани стоял монитор "Эссекс", с которого вахтенные увидели пожар. И корабль сразу же бросился на помощь, на ходу спуская на воду ялики.

В огне. Иллюстрация из выпуска газеты "Harper's Weekly" за 20 мая 1865-го

Первых людей, выловленных из воды, спасти не удалось – умерли от переохлаждения. Но потом, нагрузив лодки до предела, спасатели повезли промокших бедолаг к пристаням соседнего форта. А оттуда открыли ружейную стрельбу. В округе еще болтались отряды недобитых конфедератов и часовые пикетов имели приказ палить по любым незнакомым лодкам. Что они и выполнили. И потому замедлили выгрузку спасенных.

Удалось договориться только с одним постом – там стоял чернокожий солдат, которого буквально задавили авторитетом (все же привычка подчиняться белым в нем еще не изжила себя). А другие пристани стали принимать пострадавших только под утро, когда командир гарнизона лично не обежал все посты и не отменил приказ.

А все это время пароход огромным факелом шел вверх по реке. Вскоре он скрылся и ориентиром для спасателей служили крики гибнущих людей. Впрочем, плюсом было то, что тех, кто сумел оторвать от корабля доску обшивки или перегородок, сносило течением как раз к форту. И многих выловили как раз так, не догоняя пылающую "Султаншу". Хотя позднее трупы находили и намного ниже Мемфиса.

Художник: Frederick Anderson

Пароход продержался на плаву около часа, а потом с шипением ушел под воду, унося с собой тех, кто еще цеплялся за обгоревшие борта, не решаясь пуститься вплавь в ледяной воде. Всего спасли 740 мужчин и одну женщину. Позднее 70 спасенных (все мужчины) умерли от ожогов или последствий переохлаждения. Так что число жертв этой катастрофы составило 1743 человека. Это больше, чем погибло во время крушения "Титаника". А для XIX столетия и вовсе рекорд.

Корпус парохода нашли в 1983 году. А в 1987 случилась трагедия, по количеству жертв отодвинувшая "Султаншу" и "Титаник" на второе и третье места за всю историю катастроф водного транспорта в мирное время. Но, как ни удивительно, о крушении "Султанши" перестали вспоминать еще в 1865 году, и причина проста. Трагедия произошла 27 апреля. А незадолго до того, 14 апреля, актер Бут во время театрального спектакля прокрался в ложу и выстрелил в голову президента Линкольна. И эта общенациональная трагедия, наложившаяся на подписание мира (9 апреля), оказалась тем наркозом, что затуманил восприятие людей, заставив их быстро забыть о несчастных, так и не сумевших вернуться с войны.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх