Свежие комментарии

От семафора до светодиода: история указателя поворота

А вы знали, что до появления традиционных мигающих лампочек в конструкции автомобиля использовались семафоры? А о том, что первые «бегающие» указатели поворота появились задолго до светодиодов? Подробнее об этом и многом другом мы расскажем сегодня в нашей истории указателей поворота.

От семафора до светодиода: история указателя поворота

Руки-семафоры

В автошколах до сих пор учат стандартные сигналы рукой: вытянутая горизонтально левая рука – левый поворот, та же рука, согнутая в локте – правый поворот. Поднятая вертикально вверх – остановка. Кстати, в США и Канаде остановка обозначается рукой, согнутой в локте и направленной вниз. Именно этой неудобной системой сигнализации и пользовались владельцы самобеглых колясок начала XX века.

Обратите внимание, на жест остановки (по центру) который используется в США и Канаде.
Обратите внимание, на жест остановки (по центру) который используется в США и Канаде.

Первой попыткой облегчить жизнь водителей стоит признать изобретение инженера Перси Дугласа Гамильтона из США. В 1907 году он разработал и запатентовал устройство, «указывающее направление предполагаемого движения». Это были металлические таблички в форме ладони, которые крепились к заднему бамперу и наклонялись влево или вправо при помощи тросика. Устройство было неудобным и распространение не получило.

Гораздо проще оказались уменьшенные копии железнодорожных семафоров, которые крепились по обеим сторонам кузова и могли опускаться горизонтально, указывая сторону поворота.

От семафора до светодиода: история указателя поворота

 

Сравните железнодорожный семафор и его точную уменьшенную копию, которая устанавливалась в качестве опции для моделей Ford A, поставляемых в Европу.
Сравните железнодорожный семафор и его точную уменьшенную копию, которая устанавливалась в качестве опции для моделей Ford A, поставляемых в Европу.

Трафикаторы

Некоторые источники приписывают изобретение автомобильных семафоров актрисе Флоренс Лоуренс из США. Действительно в 1914 году звезда немого кино объявила о том, что изобрела удобную систему указателей. Но это были все те же металлические пластинки, которые крепились на задних крыльях, правда, по задумке Флоренс, они управлялись электрическими импульсами.

Попытки приписать изобретение указателя поворота актрисе Флоренс Лоуренс являются просто красивой легендой.
Попытки приписать изобретение указателя поворота актрисе Флоренс Лоуренс являются просто красивой легендой.

Но к тому времени по всему миру уже существовали разнообразные варианты семафоров, которые приводились в движение механическим, электрическим и даже пневматическим способом. А гораздо раньше в 1908 году итальянец Альфредо Баррачини придумал рычажный указатель поворота, который был заметен даже ночью, так как освещался при помощи небольших светильников.

В 1909 году британец по имени Перси Дуглас-Гамильтон запатентовал две стрелки, прикрепленных по одной с каждой стороны автомобиля, которые подсвечивались перед поворотом.

В 1912 году была изобретена система электрического освещения, использующая генератор и аккумулятор для питания ламп в фарах головного света. Но указателей поворотов на автомобиле либо не было вообще, либо они имели вид семафоров и даже получили собственное имя — “Трафикатор”. Чаще всего трафикаторы устанавливали над дверями (или на центральной стойке кузова). Водитель нажимал кнопку и электромагнит опускал указатель поворота в горизонтальное положение. При этом замыкался контакт и внутри трафикатора загоралась лампа.

Выдвижные семафоры просуществовали на некоторых моделях аж до 1960-х годов!
Выдвижные семафоры просуществовали на некоторых моделях аж до 1960-х годов!

Но трафикаторы часто отламывались, застревали в закрытом положении и вообще были капризными и сложными в использовании.

Подмигивающий указатель

В 1925 году Osram разработал и вывел на рынок первую в мире двухнитевую лампу BILUX со смещенными спиралями для автомобильных фар. Всего один отражатель обеспечивал возможность включения ближнего и дальнего света. Технология позволила объединить в одном источнике света все функции, которые раньше требовали применения сложных механических конструкций и занимали много места. Конструкция фары упростилась, пора было подумать об указателе поворота.

Это произошло в том же 1925 году. Классический (в нашем понимании) указатель поворота с лампой внутри запатентовал некий Эдгар А. Уолтс-младший. Несколько лет он пытался продать свое изобретение автомобильным компаниям. Но автопроизводители изобретение не оценили и покупать отказались. Срок действия патента истек через четырнадцать лет.

Чуть позже в 1929 году интересную систему разработал Оскар Дж. Симлер. Его конструкция крепилась на задней части автомобиля, имела подсветку и исполняла роль стоп-сигнала и указателей поворота.

Указатель поворота Оскара Дж. Симлера показывал направление поворота, сигнализировал о замедлении при нажатии на тормоз и предупреждал об остановке при нажатии на тормоз и сцепление.
Указатель поворота Оскара Дж. Симлера показывал направление поворота, сигнализировал о замедлении при нажатии на тормоз и предупреждал об остановке при нажатии на тормоз и сцепление.

А вот первую мигающую лампу в качестве указателя поворота запатентовал Джозеф Белл в 1938 году. В 1939 году концерн General Motors представил Buick Roadmaster с такими поворотниками в задних фонарях в качестве стандартной опции. Управление осуществлялось отдельным рычажком на рулевой колонке.

В 1940 году Buick получил еще и указатели поворота на передней части автомобиля и даже механизм самовыключения при возврате руля в исходное положение ☝

Передние указатели поворота на Buick Roadmaster выглядели очень стильно.
Передние указатели поворота на Buick Roadmaster выглядели очень стильно.

После Второй мировой войны указателями поворота и рычагом управления на рулевой колонке обзавелись практически все американские модели и большинство европейских.
Впрочем, потребовалось еще около десяти лет, чтобы мигающие указатели стали обязательной опцией по всему миру.

Первым же советским автомобилем с электрическими поворотниками стал роскошный ЗИС-110, производство которого стартовало в 1945 году.

Производство “Москвич-402” началось в 1956 году. Вплоть до 1965 года все модели (407 и 403) имели не очень удобный рычажок включения поворотников строго по центру.
Производство “Москвич-402” началось в 1956 году. Вплоть до 1965 года все модели (407 и 403) имели не очень удобный рычажок включения поворотников строго по центру.

Бегущий огонек

Совсем недавно с распространением светодиодов многие автопроизводители внедрили систему “бегающих” указателей поворота — красиво и информативно.

Но впервые такую функцию реализовал Ford еще в 1965 году на автомобиле Thunderbirds. Это были три самые обычные лампы накаливания, которые просто включались поочередно от внутренней стороны к наружней. Выглядело для того времени просто сногсшибательно.

В 1969 году бегающий поворотник Ford внедрил в своих моделях Mercury Cougars и Shelby Mustang. А в 1969 году Chrysler повторил на модели Imperial.

В Mercury Cougar использовались одни и те же лампы для сигнала торможения, габаритных огней и указателей поворота.
В Mercury Cougar использовались одни и те же лампы для сигнала торможения, габаритных огней и указателей поворота.

Кстати, в том же 1968 году в США вступил в силу Федеральный стандарт безопасности транспортных средств, который потребовал установки передних указателей поворота только желтого цвета (ранее допускался белый), а сзади красного или желтого. Этот стандарт действует и сейчас, благодаря чему все американские модели, из экономии, оснащаются красными поворотниками, тогда как по всему миру указатели поворота давно имеют желтый цвет.

Лампочки в зеркалах

Сегодня автомобили обязаны иметь не только передние и задние указатели поворота, но и боковые, для большей заметности.

Инженеры Mercedes-Benz в 1998 году взяли и установили на обновленный E-класс (W210) эти повторители на корпуса боковых зеркал. Идею тут же подхватили многие производители. А OSRAM и сегодня выпускает накладки со светодиодными повторителями для зеркал некоторых моделей Audi, BMW, VW и Seat.

Можно спорить об эффективности повторителей в боковых зеркалах, но это точно выглядит красиво и стильно
Можно спорить об эффективности повторителей в боковых зеркалах, но это точно выглядит красиво и стильно

Под мерное щелканье

Характерный цокающий звук поворотника знаком каждому водителю. Все мы привыкли к этому звуку, который изначально издавал биметаллический прерыватель. Его конструкция была довольно проста. В прерывателе находилась биметаллическая пластина состоявшая из двух металлов с разными коэффициентами расширения. На пластину подавался ток, она щелкала и изгибалась в сторону металла с меньшим тепловым расширением. Цепь размыкалась. Пластина охлаждалась и с прежним щелчком возвращалась на место. Цикл повторялся.

В современных автомобилях роль прерывателя выполняет бортовой компьютер или молчаливое твердотельное реле (оптореле). А привычный нам звук имитируется динамиками для напоминания о включенном указателе поворота.

Светодиоды в поворотник

OSRAM не рекомендует использовать в указателях поворота светодиодные лампы. Так как из-за уменьшения тока в цепи по сравнению со штатными лампами накаливания, реле поворотов переходит в аварийный режим (как при перегоревших лампах) и удваивает частоту мигания. Конечно, ценители LED-ламп пытаются найти выход установкой резисторов-обманок, или заменой реле поворотов.

Если вы все же решили заменить лампы, то обратите внимание, что для замены красных или оранжевых сигнальных автомобильных ламп или ламп, которые работают в красных или оранжевых фонарях, нужно выбирать красные или оранжевые светодиодные лампы соответственно.

Использовать белые LED-лампы с цветными отражателями недопустимо.
Использовать белые LED-лампы с цветными отражателями недопустимо.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх