Слуги задернули полог и покинули комнату. Английский и французский короли остались одни на широкой кровати.
Упоминания об этом событии в исторически летописях оказалось достаточно, чтобы Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август приобрели в веках весьма сомнительную репутацию.
Ошибка судить средневековых людей, а дело происходило в XII веке, по меркам современного общества. Сперва нужно понять, как жили люди в те далекие времена и почему для них делить ложе означало совсем не тоже самое, что для нас с вами.
Средневековые замки вовсе не были милыми и уютными. Мебель, гобелены и все необходимое для приятного быта люди перевозили с собой, потому что там, куда они направлялись, могло не быть кровати, кресла или элементарной посуды. Короля в походах сопровождали телеги, где в дорогих сундуках лежали постельное белье, одеяло, подушки, одежда, кубки и блюда и все необходимое.
Кровать и вовсе была предметом невероятной роскоши, ведь большинство людей просто стелили на пол тюфяк и спали на нем. О том, чтобы спать в собственной комнате вообще речи не шло, просто потому что собственных комнат ни у кого не было. Обитатели замков спали в главной зале, чаще всего только там было тепло и можно было разместиться с относительным комфортом.
Если в замке была хотя бы одна кровать, на ней спали хозяева и члены их семьи. Сеньор, его супруга, их дети. В ногах или рядом с кроватью могли расположиться приближенных слуги.
Кровать представляла собой каркас с натянутыми канатами, на которые укладывали тюфяки, перины, одеяла, все, что могло сделать ложе комфортным и мягким. Чем больше уложить тюфяков, тем лучше.
Традиция приглашать гостя переночевать в самой лучшей кровати в доме имеет глубокий корни и сохранялась вплоть до XIX века. Хотя в это время хозяева уже не делили кровать с гостем, а отселялись во вторую по значимости комнату.
А вот во времена Ричарда Львиное Сердце разделить кровать считалось показателем глубочайшего доверия и уважения.
Когда английский и французский король заключили очередной союз, а они занимались этим регулярно, и также регулярно нарушали данные друг другу обещания, их уютные Париж и Лондон были далеко, а ночевать где-то нужно. Мы не знаем, было ли то скандальное ложе привезено английской или французской стороной или принадлежало хозяину замка, но в самом факте, что два короля после заключения союза и, вероятно, бурного пира по этому поводу, легли спать в одной постели, для средневековых людей являлось только доказательством того, что этот союз будет крепким и нерушимым.
Филипп II Август вообще любил показательные выступления. В частности, когда после заключения мира с англичанами, брат Ричарда, тогда еще только герцога Аквитании, скончался, Филипп с рыданиями и плачем кидался на гроб Джоффруа, стеная и страдая, какими хорошими они были друзьями. Следует отметить, что на гроб Ричарда французский король не бросался.
Свежие комментарии