На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автопортреты как история жизни талантливой художницы: Счастливая дева. Любимая жена и мать. Вдова. Эмиграция...

Уникальный род Бенуа, уникальный по количеству талантливых людей в семье.

Когда произносят эту фамилию, сразу не поймешь, о ком или о чем идет речь? Об архитекторе, о художнике, о «Мадонне Бенуа» в Эрмитаже или может быть о доме «Трех Бенуа»?

Этот мой рассказ будет о правнучке Луи Жюль Бенуа художнице Зинаиде Серебряковой.

Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова

Почему я начала рассказывать о семействе Бенуа именно с неё? Ответом будут её картины. Добрые, светлые и какие-то жизнеутверждающие. Хотя жизнь самой художницы безоблачной не назовешь...

Но сначала пару слов о Луи Жюль Бенуа, ведь именно с него идет отсчет российской истории семьи.

Луи Жюль Бенуа - француз из крестьянской семьи, который волею судеб оказался в России. Здесь он стал придворным метрдотелем при дворе императора Павла I. Женился Леонтий (так его стали звать в России) на немке Анне- Катерине Гроппе. В семье было 11 детей!

Зинаида Серебрякова правнучка Леонтия Бенуа, её мать – дочь одного из его сыновей.

Зинаида Лансере родилась в 1884 году в родовом имении Нескучное, что под Белгородом.

Её мать Екатерина была художником-графиком, отец скульптором – анималистом. Дядюшки известнейшие архитекторы и художники России. В такой семье сам Бог велел стать творческой личностью!

Рисовать девочка начала совсем в юном возрасте, а её первыми учителями были дядя Шура и дядя Берта (Это художники Александр и Альберт Бенуа).

Зиму Зинаида Лансере проводила с матерью в Санкт-Петербурге в квартире деда (отца Зинаиды не стало, когда малышке было всего 2 года), а летом они жили в Нескучном.

Её дядя Александр Бенуа вспоминал:

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

После окончания женской гимназии в 1900 году Зинаида поступает в Академию художеств, затем была художественная школа княгини Марии Тенишевой и мастерская портретиста Осипа Браза.

«Девушка со свечой», автопортрет, 1911 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Своего будущего мужа Бориса Зинаида знала с детства.

Борис Серебряков – её двоюродный брат, сын сестры отца Зинаиды. Родные догадывались о чувствах молодых и не противились этим отношениям.

«Портрет Б.А. Серебрякова», 1900 г., Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина

Проблема была в том, что православная церковь такие союзы не одобряла. Зинаида и Борис уже подумывали о переходе в лютеранство, где к таким бракам относились лояльно, но в 1905 году Борис все же нашел священника, который согласился их обвенчать.

После свадьбы молодожены отправляются в Париж, где Зинаида берет уроки живописи в Академии де ла Гранд Шомьер.

Но их тянуло на родину… Их первенец появился на свет в 1906 году в их любимом имении в России.

Борис по долгу службы часто уезжал в командировки (он был инженером путей сообщения), а Зинаида одна воспитывала детей и рисовала.

Свой знаменитый автопортрет «За туалетом» она написала в 1909 году, как раз тогда, когда муж опять был в отъезде.

«За туалетом», автопортрет, 1909 г., Третьяковская галерея, Москва
Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

И он так бы и остался неизвестным, если бы брат Зинаиды Евгений не написал ней, что в Москве открывается выставка «Мир искусств», куда она и отправила две своих работы «Зеленя. Осенью» и свой автопортрет «За туалетом».

Это был успех! Её работы получили хвалебные отзывы и были приобретены Советом Третьяковской галереи.

Александр Бенуа так отзывался о работах своей племянницы:

Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…

Наверное, это были самые счастливые годы жизни Зинаиды Серебряковой – к ней пришел успех, да и семейная жизнь была счастливой и радостной – у неё родились две дочери.

Зинаида с детьми
Зинаида с детьми

Портрет детей – это тоже одна из самых известных её работ «За завтраком». Это был 1914 год…

«За завтраком» , 1914 г., Третьяковская галерея, Москва

А потом была Первая мировая война и через несколько лет Революция. 1917 году Зинаида была в своем любимом Нескучном, оставаться там было небезопасно, соседние имения разорялись и уничтожались. Муж был в командировке в Сибири:

я здесь в безумном беспокойстве — вот 2 месяца, что не имею ни строчки от Бори, это так страшно, что я с ума схожу. В августе он писал часто, и письма доходили, а с 28-го никаких известий нет.

Только в 1919 году из Оренбурга приезжает Борис и увозит семью из Нескучного в Харьков. Сделано это было очень вовремя, потому что имение через некоторое время разорили и сожгли, и неизвестно как бы сложилась судьба Зинаиды с детьми, если бы Борис не подоспел.

Борис Серебряков, 1913
Борис Серебряков, 1913

В Харьков они переехали в начале года, а весной Борис умирает от сыпного тифа. В 36 лет Зинаида становится вдовой.

Оставшись одной с четырьмя детьми, без средств к существованию, без поддержки близких, Зинаида принимает решение вернуться в Петроград. Поселились они в семейной квартире деда Николая Бенуа на Никольской улице.

«Карточный домик», 1919 г., Русский музей, Санкт-Петербург. Жизнь хрупка как этот карточный домик...

Из воспоминаний Галины Тесленко:

Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза.
Несмотря на большое горе... и непреодолимые трудности житейские — четверо детей и мать! — она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок.
Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности.

Началось новое время, советская власть не отобрала эту квартиру у Бенуа, но «уплотнила» её. Им повезло, что новыми соседями стали художник Дмитрий Бушен и искусствовед Сергей Эрнст.

Портрет С.Р. Эрнста, 1921. Нижегородский художественный музей
Портрет С.Р. Эрнста, 1921. Нижегородский художественный музей

Они были страстными балетоманами, в этот период у Зинаиды рождается серия картин о балете.

Автопортреты как история жизни талантливой художницы: Счастливая дева. Любимая жена и мать. Вдова. Эмиграция...
Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924
Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924

В послереволюционные голодные годы заказов у Зинаиды не было, жили они впроголодь, да и перспектив никаких не было. И тогда Серебрякова решает ехать во Францию, тем более, что там жил её дядя тот самый Александр Бенуа, который когда-то учил её рисовать. Как раз в 1924 году её приглашают в Париж для выполнения декоративного панно.

Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое.
Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов.

Она планировала уехать на время – немного заработать и вернуться. Уезжая, Зинаида оставила в России 74-летнюю мать и четверых детей. Но судьбе было угодно, чтобы она осталась во Франции.

С детьми Шурой, Женей, Татой и Катей, 1914 г.
С детьми Шурой, Женей, Татой и Катей, 1914 г.

Старшая дочь Татьяна как чувствовала, что не увидит мать несколько десятков лет:

Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью.
«Автопортрет с дочерьми», 1921 г., Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник

В 1925 году с помощью своего дяди Зинаида добилась выезда в Париж своих младших детей сына Александра и дочери Екатерины. А вот оставшихся двух она не увидит 36 лет!

Дочка Катя с куклами
Дочка Катя с куклами
«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г., Русский музей, Санкт-Петербург

Творческая удача подвернулась Зинаиде в 1928 году – после участия в выставке в Брюсселе она получает приглашение от бельгийского барона Броуэра написать портреты его семьи, а затем он же спонсирует её поездку в Марокко, но с одним условием – она позволит ему выбрать понравившиеся этюды, написанные в этой поездке.

Её выставка марокканских работ произвела фурор, только вот продать ей ничего не удалось, нет предпринимательской жилки.

Зинаида с двумя младшими детьми жили во Франции бедно. Но тем, кто остался в Петрограде было еще тяжелее – они недоедали, да к тому же квартиру Бенуа, где жили четыре поколения семьи уплотнили, оставив Серебряковым одну комнатушку. Зинаида отправляла заработанные деньги детям в Россию, но зарабатывала она тогда ничтожные суммы, к тому же с ней жили двое младших детей.

Здесь я одна — никто не принимает к сердцу, что начать без копейки и с такими обязанностями, как у меня (посылать все, что я зарабатываю, детям), безумно трудно, время идет, а я бьюсь все на том же месте...
Я беспокоюсь о том, как будет эта зима у наших ...денег посылаю все меньше, т. к. теперь здесь такой денежный кризис (с падением франка), что не до заказов. Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих..

Зинаида Серебрякова до начала Второй мировой войны оставалась гражданкой СССР, но с началом войны ей пришлось получить нансеновский паспорт – паспорт беженца. Лишившись советского гражданства, она лишилась возможности переписываться с родными.

Автопортрет 1946г.
Автопортрет 1946г.
Автопортрет, 1956 г., Тульский областной художественный музей
Автопортрет, 1956 г., Тульский областной художественный музей

Старшую дочь Татьяну она увидит только в 1960 году, которой разрешат навестить мать. Татьяна на тот момент была уже уважаемым театральным художником во МХАТе.

Портрет Таты в костюме Арлекина
Портрет Таты в костюме Арлекина

И именно Татьяна организует выставку работ своей матери в СССР! После встречи она обратиться в правление Союза художников СССР. И там почему-то решат провести персональную выставку художницы Серебряковой!

Зинаида просто не верила этому! Она уже давно считала себя забытой и никому не нужной, но…

В 1965 году в Москве, Ленинграде и Киеве открываются 3 её выставки. И это был ошеломительный успех!

Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Она успела увидеть, как её картины вернулись на родину. Ей предлагали вернуться в СССР, но она была уже пожилым человеком, который, наверное, уже не хотел что-то менять в своей жизни. Похоронена она на русском кладбище в Женевьев-де-Буа.

Автопортрет
Автопортрет
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх